Презентация, доклад по казахскому языку на тему Сан есім, оның түрлері

Презентация по казахскому языку на тему Сан есім, оның түрлері, предмет презентации:Английский язык. Эта презентация содержит 32 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

САН ЕСІМ. САН ЕСІМНІҢ
ТҮРЛЕРІ.

Қарашаның жиырма жетісі


Слайд 2
Текст слайда:




Заттың санын, ретін, мөлшерін білдіретін сөздерді сан есім дейміз. Сан есімдерге қанша? неше? нешінші? деген сұрақтар қойылады. Мысалы: бес, жеті, жүз, екінші, он алтыншы.

Сан есімнің ережесі


Слайд 4
Текст слайда:

Сан есімнің түрлері

Количественные числительные отвечают на вопросы: Қанша? Неше? – Сколько? Бывают дара (простыми) и күрделi (составными).

Дара:
Бір, екі

Күрделі:
Он бір, жиырма екі

1.Есептік сан есімдер
(Количественные числительные)


Слайд 5
Текст слайда:

Имена существительные, следующие за числительными, не принимают окончаний множественного числа. Например: төрт қасықтар – четыре ложки, он бес тәрелкелер – пятнадцать тарелок Менiң отбасымда бес адамдар бар. – В моей семье пять человек есть.

К числительным могут добавляться любые окончания падежей, а также притяжательные окончания и Личные окончания Ол онда. – Ему десять лет. Менің шешем қырық сегізде. – Моей маме 48 лет. Сағат он екiге он бес минут қалды. – До 12-ти пятнадцать минут осталось /11:45/.


Слайд 6
Текст слайда:

К числительным также относятся слова: жарым, жарты – половина, ширек – четверть. При указании времени сначала ставится слово "сағат", затем называется время. Если числительное ставится перед словом "сағат", то это означает продолжительность времени (екi сағат – два часа). Дата может обозначаться с помощью родительного падежа и добавления притяжательного окончания к числительному: Наурыздың жиырма екiсi. – 22-ое марта. Желтоқсанның он алтысы - Тәуелсiздiк күні. – 16 декабря - День независимости. Дата также выражается порядковыми числительными.


Слайд 7
Текст слайда:

Порядковые числительные отвечают на вопросы Қаншасыншы? Нешінші? – который? Для образования порядковых числительных используются суффиксы ншы/ншi, ыншы/інші в зависимости от твёрдости или мягкости слова. Например, екi+ншi – второй, алты+ншы – шестой. Но если слово заканчивается на согласную, то перед суффиксами ставятся дополнительные гласные ы/i, например, сегiз+iншi – восьмой, тоғыз+ыншы – девятый. Исключение составляет только число жиырма, к которому добавляется суффикс сыншы.


В составных порядковых числительных суффикс добавляется только к последнему слову. отыз бiрiншi – 31-ый, елу алтыншы – 56-ой

2. Реттік сан есiмдер
(Порядковые числительные)


Слайд 8
Текст слайда:

Собирательные числительные отвечают на вопрос Нешеу? – Сколько? В казахском языке существует семь собирательных числительных, которые образуются с помощью суффиксов ау/еу, но отбрасывается последний гласный:
Примеры: олар екеу – их двое, олар бесеу – их пятеро

3. Жинақтық сан есiмдер
(Собирательные числительные)


Слайд 9
Текст слайда:

Предположительные числительные отвечают на вопросы: Қаншаға жуық? Нешеге жуық? Қаншадай? – Приблизительно сколько? Есть четыре способа образования предположительных числительных: 1. С помощью суффиксов: а) дай/дей, тай/тей (присоединяются к любым числам) бестей – около пяти, алтыдай – около шести б) дап/деп, тап/теп, лап/леп (присоединяются к десяткам, сотням, тысячам и т.д.) елулеп – около пятидесяти, жүздеп – около ста, мыңдап – около тысячи в) даған/деген, таған/теген, лаған/леген (присоединяются к десяткам, сотням, тысячам и т.д.) елулеген – около пятидесяти, жүздеген – около ста, мыңдаған – около тысячи

4. Болжалдық сан есiмдер
(Предположительные числительные)


Слайд 10
Текст слайда:

2. С помощью окончаний множественного числа и местного падежа (или дательно-направительного): дар/дер, тар/тер, лар/лер + да/де (или ға/ге) алтыларға – около шести, отыздарда – около тридцати, елулерде – около пятидесяти 3. С помощью слов (послелогов): шамалы, таман, жуық, таяу, тарта, шақты, жақын: он шақты – около десяти, қырыққа жақын – около сорока, жүзге жуық – около ста, Присоединяются к числительным окончания дательно-направительного падежа или нет, зависит от послелога. 4. Сочетанием двух чисел: 3-4 күн – 3-4 дня


Слайд 11
Текст слайда:

Группирующие числительные имеют значение распределения по группам. Образуются путём добавления окончаний исходного падежа (дан/ден, тан/тен, нан/нен) или повторения числительного и затем добавления окончаний исходного падежа. қырықтан – по сорок, екiден – по два жүз елу бестен – по сто пятьдесят он-оннан – по десять, бес-бестен – по пять

5.Топтау сан есiмдер
(Группирующие числительные)


Слайд 12
Текст слайда:

В дробных числительных сначала называется знаменатель, затем числитель: үштен бiр – 1/3 - одна третья Те же дроби можно выразить с помощью родительного падежа: үштiң бiрi – 1/3 - одна третья Десятичные дроби: нөл бүтiн оннан бес – ноль целых пять десятых (0,5)

6.Бөлшектік сан есiмдер
(Дробные числительные)


Слайд 13
Текст слайда:

Оқулықпен жұмыс. (Г.Ш.Бектұров, 84 бет)


Слайд 14
Текст слайда:

15-жаттығу.

Ответьте на вопросы, используя слова в скобках.


Слайд 15
Текст слайда:

Үлгі: Сыныпта неше адам бар? – Сыныпта жиырма бес адам бар.

Сыныпта неше адам бар? (25). 2. Дәптерде неше парақ бар? (12). 3. Дәрісханада неше адам отыр? (15). 4. Қалада неше адам бар? (1 500 000). 5. Сенде неше қарындаш бар? (30). 6. Тәрелкеде қанша алма жатыр? (15). 7. Сөздікте қанша сөз бар? (180 000). 8. Бөлмеде неше адам бар? (5). 9. Еліңізде неше адам бар? (16 000 000). 10. Қабырғада қанша сурет ілулі тұр? (4). 11. Сыныпта неше парта тұр? (16). 12. Далада неше адам жүр? (18). 13. Кітапта неше парақ бар? (329). 14. Сөреде неше кітап тұр? (38). 15. Бүгін сенде қанша сабақ бар? (6). 16. Пәтерде неше бөлме бар? (3).


Слайд 16
Текст слайда:

 2015 жылдағы атаулы даталар бойынша сұрақтарға жауап бер.


Слайд 17
Текст слайда:

+











Слайд 18
Текст слайда:

Ситуациялық жағдай. Берілген тақырып бойынша диалог құр.
Екі топқа да тақырып: Базарда


Слайд 20
Текст слайда:

Саны бар атауларды тауып, орыс тіліне аудар.


Слайд 21
Текст слайда:


Саны бар атаулар

9+құмалақ

1+лік

2+жүзділік

к+3+ік

4+бұрыш

5+ік

6+бақан

7+м

8+аяқ


Слайд 22
Текст слайда:

Тақтамен жұмыс.
Есепті шеш. Шыққан жауапты сөзбен жазып, дара және күрделі сан есімдерді төмендегі сызбаға орналастырыңдар.


Слайд 25
Текст слайда:

 
Сан есім қатысқан мақал-мәтелдер білесің бе?
Жаңылтпашты қайталап көр.


Слайд 26
Текст слайда:

Жаңылтпаш


1. Қырық құлып,
Қырық құрық.
Құрық та қырық,
Құлып та қырық.
 


2. Үш кіші ішік піштім,
Бес үлкен ішік піштім.
Неше кіші ішік пішті?


Слайд 27
Текст слайда:

 
Кестені толтыр.
 


Слайд 28
Текст слайда:

 


Слайд 29
Текст слайда:

 Экранда фильмдерден үзінділер көрсетіледі. Сол үзінділердегі кездескен сан есімдерді тауып, оларды сан есімнің түрлері бойынша кестеге орналастыр.


Слайд 31
Текст слайда:

 
Тәуелсіздік туралы текст беріледі. Соны ауызша аударып, ішінен сан есімдерді табады.


Слайд 32
Текст слайда:

ҮҮй

Үй тапсырмасы

Сан есім бойынша тест
сұрақтарына жауап беру


Что такое findslide.ru?

FindSlide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть