Презентация, доклад по лингвоперсонологии Речевое портретирование

Презентация по лингвоперсонологии Речевое портретирование, предмет презентации:Английский язык. Эта презентация содержит 13 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

РЕЧЕВОЕ ПОРТРЕТИРОВАНИЕ

Работу по дисциплине «Лигвоперсонология» выполнила магистрантка 2 курса Полякова М.
Проверила
Проф. О.А. Дмитриева


Слайд 2
Текст слайда:

Существуют разные типы определений понятия «речевой портрет».
По мнению С.В. Леорды, речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность [Леорда, 2006].
Т.П. Тарасенко определяет речевой портрет как совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определенного социума в отдельно взятый период существования [Тарасенко, 2007].
Видно, что само понятие понимается лингвистами по-разному, тем не менее, создание речевых портретов как метод описания языковой личности становится все более востребованным и перспективным в современной лингвистике.


Слайд 3
Текст слайда:

Речевое портретирование - это

«воплощенная в речи языковая личность определенной социальной общности», характеризующаяся специфическим набором языковых единиц и приемов речевого общения, которые свойственны данной группе и выделяют речь ее представителей в обществе.


Слайд 4
Текст слайда:

Основы речевого портретирования заложил представитель Московской социолингвистической школы М.В. Панов [Панов, 1990], создав ряд фонетических портретов деятелей русской культуры XVIII–XX вв.
Более широкое осмысление портретирование как прием лингвистических исследований получило в работах Т.Г. Винокура, Т.И. Ерофеевой, Е.А. Земской, Т.М. Николаевой, Н.Н. Розановой, М.В. Китайгородской, Л.П. Крысина и др.


Слайд 5
Текст слайда:

В структуре описания речевого портрета Ю.Н. Караулова находится самая известная модель «трехуровневая модель языковой личности»:
1) вербально-семантический уровень;
2) когнитивный уровень;
3) прагматический уровень [Караулов, 2007, 38-39].


Слайд 6
Текст слайда:

По теории Е.В. Осетровой, модель описания речевого портрета существует в двух планах:
1) содержательная составляющая и
2) речевая (коммуникативная) составляющая.


Слайд 7
Текст слайда:

Типы портретирования:

1) языковая личность – человек говорящий/пишущий и оказывающийся объектом лингвистического наблюдения. Такого рода исследования осмысляются как особое направление лингвистики – лингвоперсонология.
2) город
3) словесный тип: слово, жанр. И предпочтительным в этом случае кажется термин стилистический портрет, поскольку осуществляться в речи – привилегия человека или человеческих коллективов, а слово или словесное произведение характеризуют реализации возможностей стилистического воплощения.


Слайд 8
Текст слайда:

В научной литературе принято различать два направления в речевом портретировании:
создание индивидуальных и
коллективных портретов.


Слайд 9
Текст слайда:

Среди исследований, в которых анализируются индивидуальные речевые портреты конкретной языковой личности, можно назвать работы Н.В. Аниськиной, Н.Волковой, Е.Сафроновой, Е.В. Иванцовой, И.М. Килуниной, О.Е. Соловьевой, Е.А. Оглезневой, В.Д. Черняка.
Результатом такого описания становится «речевой портрет отдельного человека, который отражает как его общие черты, присущие ему как представителю разных множеств и подмножеств так и его индивидуальные черты, присущие ему как личности» [Земская, 2001, 114]


Слайд 10
Текст слайда:

Широко известны исследования, посвященные анализу коллективных портретов: речевым портретом школьников занимается С.В. Мамаева, студентов – С.В. Леорда, молодежи – Б. Максимов, эмигрантов – Е.А. Земская, интеллигенции – Л.П. Крысин, государственных служащих – М.Н. Панова, адвокатов – Н.В. Варнавских.
Коллективный речевой портрет позволяет обобщить ряд сущностных характеристик, которые релевантны для определенного круга людей, объединенных в национальном, территориальном, возрастном, профессиональном планах.


Слайд 11
Текст слайда:

М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова выделяют подобные параметры, по которым производится анализ речевого портрета:
1) лексикон языковой личности – уровень, на котором анализируется запас слов и словосочетаний, которым пользуется конкретная языковая личность;
2) тезаурус – уровень, который репрезентирует языковую картину мира и совершает анализ по использующимся в речи личности разговорным формулам, речевым оборотам, особой лексике;
3) прагматикон – уровень, включающий в себя систему мотивов, целей, коммуникативных ролей, которых придерживается личность в процессе коммуникации [Китайгородская, Розанова, 2003, 182].


Слайд 12
Текст слайда:

Таким образом, в отношении объекта портретирования наблюдается расширение: от персоны к типажу, а затем к более широким общностям людей – вплоть до региона и страны, с одной стороны, и – с другой, к текстовым реальностям как продуктам речевой деятельности людей.
Для полноты картины следует сказать, что стратегия портретирования используется и в других гуманитарных науках, в первую очередь, в социологии; во многих регионов работают по типовой программе «Социокультурный портрет региона».


Слайд 13
Текст слайда:

Таким образом, можно сделать вывод, что человек в языке проявляется прежде всего через коммуникативное поведение. Систематическое описание особенностей коммуникативного поведения есть речевой портрет человека.


Что такое findslide.ru?

FindSlide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть