Презентация, доклад внеклассного мероприятия по физике Физические явления в литературных произведениях

Презентация внеклассного мероприятия по физике Физические явления в литературных произведениях, предмет презентации:Физика. Эта презентация содержит 27 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Информативные слайды и изображения помогут Вам заинтересовать аудиторию. Скачать презентацию на данную тему можно внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Физические явления в литературных произведениях

МБОУ «Апраксинская СОШ»


Слайд 2
Текст слайда:


«Наука и искусство так же
тесно связаны между собой, как легкие и сердце»

Л.Н. Толстой


Слайд 3
Текст слайда:

7 - 9 классы
А.С. Пушкин. Подражания Корану
Земля неподвижна; неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.
В примечании к этим сторокам поэт пишет: «Плохая физика; но зато какая смелая поэзия!». Почему в этих строках физика – плохая?

Земля находится в движении



Слайд 4
Текст слайда:

9 класс
И.А. Бунин. Компас
Но откуда б, в ветре и тумане,
Ни швыряло пеной через борт,
Верю – он опять поймает Nord,
Крепко сплю, мотаясь на диване.
Не собьет с пути меня никто,
Некий Nord моей душою правит,
Он меня в скитаньях не оставит,
Он мне скажет, если что: не то!
Почему стрелка компаса всегда показывает на север?

Стрелка компаса представляет собой свободно вращающуюся на оси магнитную стрелку, которая всегда устанавливается в определенном положении вдоль магнитных линий Земли. Стрелка компаса лишь приблизительно показывает направление на север, т.к. вблизи северного географического полюса расположен Южный магнитный полюс Земли (на расстоянии 2100 км). Именно на него и указывает стрелка компаса.



Слайд 5
Текст слайда:

8 - 9 классы
А.П. Чехов. Степь
«Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вершины.
Описав в воздухе дугу, он упал в воду,
глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и … опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла наверх»
О какой силе идет речь в этом отрывке? Что вы о ней знаете?

Сила Архимеда (выталкивающая сила). Действует на тела, погруженные в жидкость или газ, направлена вверх, зависит от плотности жидкости (газа).



Слайд 6
Текст слайда:

8 - 9 классы
К.Г. Паустовский. Черное море
«…Во время урагана… я был свидетелем, как у негра… искры сыпались из волос, как будто из трубы паровой машины».
Как можно объяснить это явление?

Статическое электричество. В данном случае возникло в результате «трения» воздушных масс о волосы героя.



Слайд 7
Текст слайда:

9 класс
А.П. Чехов. Письмо к соседу
«Вы пишите, что на луне, т.е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами. Без дождика люди не могут жить, а дождь идет вниз на землю, а не вверх на луну. Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает… Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью, а днем исчезает?.. Вы немножко ошиблись»
Согласны ли вы с автором письма? Если нет, то почему?

1. Луна не излучает свет, а лишь его отражает. 2. Осадки образуются в верхних слоях атмосферы и выпадают на Землю за счет притяжения Земли. 3. На Луне, так же как и на Земле, на все тела действует сила тяжести и сила притяжения Луны, которая удерживала бы тела вблизи ее поверхности. 4. Днем Луна «исчезает» в результате вращения Земли вокруг своей оси.



Слайд 8
Текст слайда:

7 - 9 классы
Л. Кэрролл. Алиса в Зазеркалье
«Стоило коню остановиться…как Рыцарь тут же летел вперед. А когда конь снова трогался с места…Рыцарь тот час падал назад».
Объясните явление.

Явление инерции. Нижняя часть туловища Рыцаря имела скорость, с которой передвигался его конь, верхняя же некоторое время сохраняла состояние покоя.



Слайд 9
Текст слайда:

9 класс
Ж. Верн. Таинственный остров
Сайрес Смит для того чтобы разжечь костёр, взял «два стекла, снятые с часов инженера и Спилета. Наполнив их водой и скрепив их края с помощью глины, Сайрес Смит сфабриковал настоящее зажигательное стекло, которое сосредоточило лучи солнца на охапке сухого мха и воспламенило его».
Какой физический прибор сделал Сайрес Смит? Для чего между выпуклыми стёклами он налил воды?

Линза. Для усиления преломляющей способности.



Слайд 10
Текст слайда:

9 класс
Л.Н. Толстой. Рассказ аэронавта
Герой рассказа поднялся на воздушном шаре. «Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я запел, но голос мой был такой слабый, что я удивился и испугался своему голосу».
Найдите в тексте «ошибку» и объясните явление?

Громкость звука зависит от плотности воздуха. Чем меньше плотность воздуха, тем слабее звук. Плотность воздуха убывает с высотой. Поэтому голос аэронавта был слабым.



Слайд 11
Текст слайда:

8 - 9 классы
М.А. Шолохов. Поднятая целина
Дед Щукарь объелся телятины, и у него разболелся живот. Чтобы его вылечить, лекарка поставили ему на живот разогретую махотку (глиняный горшок). «Ой, живот мне порвет! Ой, родненькие, ослобоните! – закричал дед Щукарь». Но попытки оторвать махотку оказались тщетными. Тогда Давыдов взял скалку и стукнул ею по дну махотки: «она рассыпалась, и воздух со свистом рванулся из-под черепков».
Почему не удалось снять махотку и пришлось ее расколоть? Какую еще ошибку с точки зрения физики допустил автор?

Внутри глиняного горшка за счет нагревания образуется сильное разряжение и наружное (атмосферное) давление окажется больше внутреннего, поэтому «воздух со свистом» рвануться из-под черепков не мог.



Слайд 12
Текст слайда:

8 - 9 классы
М.М. Пришвин. Птицы под снегом
«У рябчика в снегу два спасения: первое – это под снегом тепло ночевать, а второе – снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки
вверх для воздуха»
Почему под снегом рябчику «тепло ночевать»?

Снег обладает плохой теплопроводностью.



Слайд 13
Текст слайда:

9 класс
И.А. Бунин. Отлив
В кипящей пене валуны,,
Волна, блистая, заходила –
Ее уж нет, тянет Сила
Всходящей за морем луны.
Во тьме кокосовых лесов
Горят стволы, дробятся тени –
Луна глядит – и, в блеске, в пене,
Спешит волна на тайный зов.
Какова причина отливов и приливов?

Приливы и отливы вызываются взаимодействием Земли и Луны.



Слайд 14
Текст слайда:

8 - 9 классы
В.Я. Брюсов На санках
Санки, в радостном разбеге,
Покатились с высоты.
Какие преобразования энергии происходят при скатывании санок с горки?

Потенциальная энергия переходит в кинетическую, и совершается работа против силы трения.



Слайд 15
Текст слайда:

7 класс
Жюль Верн. Робур-Завоеватель
Герои романа путешествуют на фантастическом воздушном корабле «Альбатрос». «Путь в две тысячи километров над Беринговым морем, от первых Алеутских островов до крайнего мыса Камчатки, был преодолен за двадцать четыре часа»
Оцените, с какой скоростью летел воздушный корабль «Альбатрос». Сравните ее со скоростью современных самолетов.

Дано: Решение: S = 2000 км v = s/t t = 24 ч v = 2000 км/24 ч = 83,3 км/ч v - ?



Слайд 16
Текст слайда:

7 - 9 классы
А.М. Волков.
Волшебник изумрудного города
«Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый и усыпляющий аромат… Веки ее отяжелели, и ей ужасно захотелось спать»
Объясните, каким образом маки повлияли на самочувствие Элли?

Распространение запахов объясняется диффузией и движением потоков воздуха.



Слайд 17
Текст слайда:

8 - 9 классы
А.С. Пушкин. Евгений Онегин
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном окне
Заветный вензель О да Е.
Какое физическое явление использовала Татьяна для надписи на стекле? Когда наблюдается такое явление?

Явление конденсации. Наблюдается при перепаде температур.



Слайд 18
Текст слайда:

9 класс
Г. Уэллс. Первые люди на луне
«С минуту он колебался, потом спрыгнул и встал на девственную почву луны. Фигура его, преломленная краем стекла, показалась мне фантастической. С минуту он стоял, осматриваясь вокруг. Потом собрался с духом и вдруг прыгнул в воздух.
Выпуклое стекло изображало все в искаженном виде, но прыжок Кейвора показался мне чересчур высоким. Он сразу очутился очень далеко, отлетел футов на двадцать или тридцать от меня. Теперь он стоял высоко на скале и махал мне рукой. Как он мог сделать такой гигантский прыжок?. Это похоже на колдовство!»
Как бы вы ответили на вопрос автора?

На Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на земле. Поэтому Кейвор совершал такие гигантские прыжки на Луне.



Слайд 19
Текст слайда:

8 - 9 классы
В.А. Солоухин. Коля, назад!
В парилке. «До стены – не дотронуться. До каменного сиденья – не дотронуться. На эти каменные сиденья положены деревянные из планок лежаки. Если из лежака подвысунется гвоздь и сядешь на него – готов волдырь. Однажды пришел к нам мыться человек с нательным крестом, не знал, что его нужно снимать (и мы не знали), на груди моментально появился ожог. С нашей парилкой шутки плохи».
Почему в парилке металл кажется горячее дерева?

Удельная теплоемкость металла меньше удельной теплоемкости дерева. В связи с этим дерево поглощает большее количество теплоты.



Слайд 20
Текст слайда:

8 - 9 классы
Жюль Верн. Дети капитана Гранта
«В пять часов утра барометр показал, что путешественники достигли высоты в семь тысяч пятьсот футов. Таким образом, они находились на вторичных плоскогорьях, там, где уже кончалась древесная растительность»
Какое давление показал барометр?
Примечание:
1 фут = 30 см
Считать, что у подножия горы
н.а.д. = 760 мм рт. ст.
На каждые 12 м подъема давление падает на 1 мм рт. ст.

573 мм рт. ст. 7500 футов = 2250 м 2250 м /12 м = 187,5 760 мм рт. ст – 187,5 мм рт. ст. = 572,5 мм рт. ст.



Слайд 21
Текст слайда:

8 - 9 классы
К.Г. Паустовский. Подарок
Дед Митрий узнал о том, что в Москве для приготовления пищи используют электрический ток. Он спросил о нем Рувима: «А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?»
Как вы объясните деду Митрию, что такое электрический ток?

Упорядоченное движение заряженных частиц



Слайд 22
Текст слайда:

9 класс
А.Т. Прасолов.
«В тяжких волнах наружного гула»
В тяжких волнах наружного гула
И в прозрачном дрожанье стекла
Та же боль, что на время уснула,
И опять, отдохнув, проняла.
Почему стекла в окнах иногда дрожат? Какое должно быть выполнено для этого условие?

Стекла окон могут совершать колебания. При совпадении собственной частоты колебаний оконных стекол с частотой колебаний, поступающих из окружающей среды, например от работающего двигателя, наступает явление резонанса. При этом амплитуда колебаний стекол возрастает.



Слайд 23
Текст слайда:

9 класс
Жюль Верн.
Пятнадцатилетний капитан
Негоро положил под компас железный брусок. «Железо притянуло к себе стрелку компаса… стрелка сместилась на четыре румба… После того, как из-под нактоуза был убран железный брусок, стрелка компаса заняла вновь нормальное положение и указывала своим острием прямо на магнитный полюс».
Объясните явление.

Если вблизи компаса находятся железные предметы, проводники с током или другие магниты, то направление магнитной стрелки бывает хаотичным, а, следовательно, ошибочным.



Слайд 24
Текст слайда:

8 - 9 классы
Ф.И. Тютчев.
«Да, вы сдержали ваше слово…»
Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку Архимеда
Умел сыскать в себе самом.
Что поэт подразумевал под точкой Арихимеда?

Имеется в виду известная фраза Архимеда «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!»



Слайд 25
Текст слайда:

9 класс
Г. Уэллс. Первые люди на луне
Герои произведения взлетают с поверхности Земли к Луне. «Последовал легкий толчок, послышалось щелканье, как будто в соседней комнате откупорили бутылку шампанского, и слабый свист… Я почувствовал огромное напряжение, мне показалось, что ноги у меня словно налиты свинцом».
Действие какого явления испытали на себе путешественники?

Путешественники испытывали действие перегрузки.



Слайд 26
Текст слайда:

7 – 9 классы
А.П. Гайдар. Чук и Гек
«Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули, и они дружно плюхнулись в сено»
Почему мальчики «плюхнулись в сено»?

По инерции туловища мальчиков сохраняли состояние покоя, а ноги начинали вместе с санями движение вперёд, поэтому мальчики упали назад.



Слайд 27
Текст слайда:


СПАСИБО ЗА АКТИВНУЮ РАБОТУ!!!


Что такое findslide.ru?

FindSlide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть