Презентация, доклад Первая волна эмиграции – 1918-1940 гг

Презентация. Первая волна эмиграции – 1918-1940 гг, предмет презентации:Литература. Эта презентация содержит 324 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Информативные слайды и изображения помогут Вам заинтересовать аудиторию. Скачать презентацию на данную тему можно внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Презентация Первая волна эмиграции – 1918-1940 гг  Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар


Слайд 9
Текст слайда:



Положение
русской литературы
в изгнании


Слайд 11
Текст слайда:

Понятие "русское зарубежье" возникло и оформилось после октябрьского переворота, когда Россию массово начали покидать беженцы.


Слайд 13
Текст слайда:

Эмиграция существовала и в царской России (так первым русским писателем – эмигрантом считают Андрея Курбского, жившего в 16 в.),
но не носила такого масштабного характера.


Слайд 15
Текст слайда:

После 1917 из России выехало около
2-х миллионов человек.
В центрах рассеяния –
Берлине, Париже, Харбине –
была сформирована "Россия в миниатюре", сохранившая все черты русского общества. 


Слайд 17
Текст слайда:

За рубежом выходили русские газеты и журналы, были открыты школы и университеты, действовала Русская Православная Церковь.


Слайд 18
Текст слайда:

Но, несмотря на сохранение первой волной эмиграции всех особенностей русского дореволюционного общества, положение беженцев было трагическим:
в прошлом - потеря семьи, родины, социального статуса, рухнувший в небытие уклад, в настоящем - жестокая необходимость вживаться в чуждую действительность.


Слайд 20
Текст слайда:

Надежда на скорое возвращение не оправдалась, к середине 20-х годов стало очевидно, что России не вернуть и в Россию не вернуться.


Слайд 21
Текст слайда:

Боль ностальгии сопровождалась необходимостью тяжелого физического труда, бытовой неустроенностью: большинство эмигрантов вынуждено было завербоваться на заводы "Рено" или, что считалось более привилегированным, освоить профессию таксиста. 


Слайд 23
Текст слайда:

Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали на всю жизнь.


Слайд 26
Текст слайда:

За пределами родины оказались
религиозные философы


Слайд 27
Текст слайда:

Николай Бердяев


Слайд 28
Текст слайда:

Сергей Булгаков


Слайд 29
Текст слайда:

Николай Лосский


Слайд 30
Текст слайда:

Лев Шестов


Слайд 31
Текст слайда:

Лев Карсавин


Слайд 32
Текст слайда:

Эмигрантами стали


Слайд 33
Текст слайда:

Фёдор Шаляпин


Илья Репин



Слайд 34
Текст слайда:

Константин Коровин


Слайд 35
Текст слайда:

известный актер
Михаил Чехов


Слайд 36
Текст слайда:

известный актер
Иван Мозжухин



Слайд 37
Текст слайда:

звезды балета
Анна Павлова

Вацлав Нижинский



Слайд 38
Текст слайда:

композиторы


Слайд 39
Текст слайда:


Сергей Рахманинов

Илья Стравинский



Слайд 40
Текст слайда:



Из числа известных писателей
эмигрировали



Слайд 43
Текст слайда:

эмигрировал
Иван Бунин


Слайд 45
Текст слайда:

эмигрировал
Иван Шмелев


Слайд 46
Текст слайда:

эмигрировал
Аркадий Аверченко



Слайд 47
Текст слайда:

эмигрировал
Константин Бальмонт


Слайд 48
Текст слайда:

эмигрировала
Зинаида Гиппиус


Слайд 49
Текст слайда:

эмигрировал
Дон - Аминадо


Слайд 50
Текст слайда:

эмигрировал
Борис Зайцев


Слайд 51
Текст слайда:

эмигрировал
Александр Куприн


Слайд 52
Текст слайда:

эмигрировал
Алексей Ремизов


Слайд 53
Текст слайда:

эмигрировал
Игорь Северянин


Слайд 54
Текст слайда:

эмигрировал
Алексей Толстой


Слайд 56
Текст слайда:

эмигрировала
Тэффи


Слайд 57
Текст слайда:

эмигрировал
Саша Черный


Слайд 58
Текст слайда:

Выехали за границу
и молодые литераторы






Марина Цветаева


Слайд 60
Текст слайда:

Выехали за границу
и молодые литераторы










Марк Алданов


Слайд 62
Текст слайда:

Выехали за границу
и молодые литераторы








Георгий Адамович



Слайд 63
Текст слайда:

Выехали за границу
и молодые литераторы








Георгий Иванов



Слайд 65
Текст слайда:

Выехали за границу
и молодые литераторы








Владимир Ходасевич



Слайд 67
Текст слайда:


Русская литература, откликнувшаяся на события революции и гражданской войны, запечатлевшая
рухнувший в небытие
дореволюционный
уклад, оказывалась
в эмиграции одним
из духовных оплотов
нации.


Слайд 69
Текст слайда:

Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения
А. Пушкина
 


Слайд 70
Текст слайда:


В то же время, в эмиграции литература была поставлена в неблагоприятные условия:
отсутствие читателей, крушение социально-психологических устоев, бесприютность, нужда большинства писателей должны были неизбежно подорвать силы русской культуры.


Слайд 72
Текст слайда:

Но этого не произошло: с 1927 начинается расцвет русской зарубежной литературы, на русском языке создаются великие книги.


Слайд 74
Текст слайда:

В 1930 Иван Бунин писал:
"Упадка за последнее десятилетие, на мой взгляд, не произошло.

Из видных писателей, как зарубежных, так и "советских", ни один, кажется, не утратил своего таланта, напротив, почти все окрепли, выросли.
А, кроме того, здесь, за рубежом, появилось и несколько новых талантов, бесспорных по своим художественным качествам и весьма интересных в смысле влияния на них современности". 


Слайд 77
Текст слайда:

Утратив близких, родину, всякую опору в бытии, поддержку где бы то ни было, изгнанники из России получили взамен право творческой свободы - возможность говорить, писать, публиковать созданное без оглядки на тоталитарный режим, политическую цензуру.


Слайд 78
Текст слайда:


Это, однако, не свело литературный процесс к идеологическим спорам.

Атмосферу эмигрантской литературы определяла не политическая или гражданская неподотчетность спасшихся от террора писателей, а многообразие свободных творческих поисков. 


Слайд 80
Текст слайда:

В новых непривычных условиях ("Здесь нет ни стихии живого быта, ни океана живого языка, питающих работу художника", - определял Б.Зайцев) писатели сохранили не только политическую, но и внутреннюю свободу, творческое богатство в противостоянии горьким реалиям эмигрантского существования. 


Слайд 82
Текст слайда:

Развитие русской литературы в изгнании шло по разным направлениям.


Слайд 83
Текст слайда:

Писатели старшего поколения исповедовали позицию "сохранения заветов", самоценность трагического опыта эмиграции признавалась младшим поколением
(поэзия Г. Иванова, "парижской ноты"), появились писатели, ориентированные на западную традицию –
Владимир Набоков


Слайд 85
Текст слайда:

Георгий Газданов


Слайд 86
Текст слайда:

"Мы не в изгнаньи, мы в посланьи", - формулировал "мессианскую" позицию "старших" Д. Мережковский. "


Слайд 87
Текст слайда:


«Отдать себе отчет в том, что в России или в эмиграции, в Берлине или на Монпарнасе, человеческая жизнь продолжается, жизнь с большой буквы, по - западному, с искренним уважением к ней, как средоточию всего содержания, всей глубины жизни вообще", - такой представлялась задача литератора писателю младшего поколения
Б. Поплавскому.


Слайд 89
Текст слайда:


"Следует ли напоминать еще один раз, что культура и искусство суть понятия динамические",
подвергал сомнению
ностальгическую
традицию
Г. Газданов. 


Слайд 91
Текст слайда:



Старшее поколение писателей - эмигрантов


Слайд 92
Текст слайда:


Стремление "удержать то действительно ценное, что одухотворяло прошлое"
(Г. Адамович) - в основе творчества писателей старшего
поколения, успевших
войти в литературу
и составить себе
имя еще в
дореволюционной России. 


Слайд 93
Текст слайда:

К старшему поколению писателей относят








Ивана Бунина


Слайд 95
Текст слайда:

К старшему поколению писателей относят

Иван Шмелева



Алексея Ремизова



Слайд 96
Текст слайда:

К старшему поколению писателей относят








Александра Куприна


Слайд 97
Текст слайда:

К старшему поколению писателей относят








Зинаиду Гиппиус


Слайд 99
Текст слайда:

К старшему поколению писателей относят








Дмитрия Мережковского


Слайд 100
Текст слайда:

К старшему поколению писателей относят








Михаила Осоргина



Слайд 101
Текст слайда:

Литература "старших" представлена преимущественно прозой.


Слайд 103
Текст слайда:

В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги
"Жизнь Арсеньева" (Нобелевская премия 1933),
"Темные аллеи"
Ивана Бунина


Слайд 104
Текст слайда:

В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги
"Солнце мертвых", "Лето Господне", «Богомолье» Ивана Шмелева


Слайд 105
Текст слайда:

В изгнании прозаиком старшего поколения создаётся великая книга
"Сивцев Вражек"
Михаила Осоргина


Слайд 106
Текст слайда:

В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги Бориса Зайцева
"Путешествие Глеба", "Преподобный Сергий Радонежский"


Слайд 107
Текст слайда:

В изгнании прозаиком старшего поколения создаётся великая книга
"Иисус Неизвестный"
Дмитрия Мережковского


Слайд 108
Текст слайда:

А. Куприн выпускает два романа
«Купол святого Исаакия Далматского» и «Юнкера», повесть "Колесо времени".


Слайд 109
Текст слайда:

Значительным литературным событием становится появление книги воспоминаний «Живые лица»
Зинаиды Гиппиус 


Слайд 111
Текст слайда:

Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали

Игорь Северянин



Саша Черный



Слайд 112
Текст слайда:

Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали

Давид Бурлюк




Константин Бальмонт


Слайд 113
Текст слайда:

Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали

Зинаида Гиппиус



Вячеслав Иванов


Слайд 114
Текст слайда:

В историю русской поэзии в изгнании они внесли незначительную лепту, уступив пальму первенства молодым поэтам –

Георгию Иванову


Георгию Адамовичу




Слайд 115
Текст слайда:

В историю русской поэзии в изгнании они внесли незначительную лепту, уступив пальму первенства молодым поэтам –

Владиславу Ходасевичу



Марине Цветаевой


Слайд 116
Текст слайда:

В историю русской поэзии в изгнании они внесли незначительную лепту, уступив пальму первенства молодым поэтам –

Борису Поплавскому



Анатолию Штейгеру



Слайд 117
Текст слайда:

Главным мотивом литературы старшего поколения стал мотив ностальгической памяти об утраченной родине.


Слайд 119
Текст слайда:

Трагедии изгнанничества противостояло громадное наследие русской культуры, мифологизированное и поэтизированное прошедшее.


Слайд 120
Текст слайда:

Темы, к которым наиболее часто обращаются прозаики старшего поколения, ретроспективны:
- тоска по "вечной России"
- события революции и гражданской войны
- историческое прошедшее
- воспоминания о детстве и юности


Слайд 122
Текст слайда:

Смысл обращения к "вечной России" получили биографии писателей, композиторов, жизнеописания святых:
И. Бунин пишет о Толстом - «Освобождение Толстого»


Слайд 123
Текст слайда:

Смысл обращения к "вечной России" получили биографии писателей, композиторов, жизнеописания святых:
М. Цветаева - о Пушкине - «Мой Пушкин»


Слайд 124
Текст слайда:

Смысл обращения к "вечной России" получили биографии писателей, композиторов, жизнеописания святых:
В. Ходасевич - о Державине – «Державин»


Слайд 125
Текст слайда:

Смысл обращения к "вечной России" получили биографии писателей, композиторов, жизнеописания святых:
Борис Зайцев - о Жуковском, Тургеневе, Чехове, Сергии Радонежском (одноименные биографии)


Слайд 126
Текст слайда:

Смысл обращения к "вечной России" получили биографии писателей, композиторов, жизнеописания святых:
М. Цетлин о декабристах и могучей кучке – «Декабристы: судьба одного поколения», «Пятеро» и другие).


Слайд 127
Текст слайда:

Создаются автобиографические книги, в которых мир детства и юности, еще не затронутый великой катастрофой, видится "с другого берега" идиллическим, просветленным
поэтизирует прошлое Иван Шмелев – «Богомолье», «Лето Господне»


Слайд 128
Текст слайда:

события юности реконструирует
Александр Куприн - «Юнкера»


Слайд 129
Текст слайда:

последнюю автобиографическую книгу русского писателя - дворянина пишет
Иван Бунин – «Жизнь Арсеньева»


Слайд 130
Текст слайда:

путешествие к "истокам дней" запечатлевает

Бориса Зайцев –


«Путешествие Глеба»


Слайд 131
Текст слайда:

путешествие к "истокам дней" запечатлевает

Алексей Толстой –

«Детство Никиты»


Слайд 132
Текст слайда:


Особый пласт русской эмигрантской литературы составляют произведения, в которых дается оценка трагическим событиям революции и гражданской войны.



Слайд 133
Текст слайда:

События гражданской войны и революции перемежаются со снами, видениями, уводящими в глубь народного сознания, русского духа в книгах
Алексея Ремизова
"Взвихренная Русь", "Учитель музыки",
"Сквозь огнь скорбей".


Слайд 135
Текст слайда:

Скорбной обличительностью насыщены дневники
Ивана Бунина "Окаянные дни".


Слайд 136
Текст слайда:


Роман М. Осоргина "Сивцев Вражек" отражает жизнь
Москвы в военные
и
предвоенные годы,
во время революции.


Слайд 137
Текст слайда:

И. Шмелев создает трагическое повествование о красном терроре в Крыму - эпопею "Солнце мертвых", которую Т. Манн назвал "кошмарным, окутанным в поэтический блеск документом эпохи".


Слайд 138
Текст слайда:

Осмыслению причин революции посвящен
"Ледяной поход" Р. Гуля


Слайд 139
Текст слайда:

Осмыслению причин революции посвящен
"Зверь из бездны" Е. Чирикова


Слайд 140
Текст слайда:

Осмыслению причин революции посвящен
исторические романы примкнувшего к писателям старшего поколения
М. Алданова – «Ключ», «Бегство», «Пещера»


Слайд 141
Текст слайда:

Осмыслению причин революции посвящен
трехтомный «Распутин» В. Наживина


Слайд 142
Текст слайда:

Сополагая "вчерашнее" и "нынешнее", старшее поколение делало выбор в пользу утраченного культурного мира старой России, не признавая необходимости вживаться в новую действительность эмиграции.
Это обусловило и эстетический консерватизм "старших".


Слайд 143
Текст слайда:


"Пора бросить идти по следам Толстого? –

Недоумевал
Иван Бунин. –

А по чьим следам надо идти?". 


Слайд 144
Текст слайда:



Младшее поколение писателей в эмиграции


Слайд 145
Текст слайда:

Иной позиции придерживалось младшее "незамеченное поколение" (термин писателя, литературного критика

В. Варшавского),
зависимое от иной
социальной и
духовной среды,
отказавшееся от реконструкции
безнадежно утраченного. 


Слайд 146
Текст слайда:

К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России


Слайд 147
Текст слайда:

К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России

Владимир Набоков



Гайто Газданов


Слайд 148
Текст слайда:

К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России

Марк Алданов



Михаил Агеев



Слайд 149
Текст слайда:

К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России

Борис Поплавский



Нина Берберова



Слайд 150
Текст слайда:

К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России

Анатолий Штейгер



Дональд Кнут


Слайд 151
Текст слайда:

К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России

Ирина Кнорринг



Лидия Червинская


Слайд 152
Текст слайда:

К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России

Владимир Смоленский



Ирина Одоевцева


Слайд 153
Текст слайда:

К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России

Николай Оцуп



Илья Голенищев-Кутузов



Слайд 154
Текст слайда:

К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России

Юрий Мандельштам



Юрий Терапиано



Слайд 155
Текст слайда:

Судьба молодых писателей
сложилась различно


Слайд 156
Текст слайда:


В. Набоков и Г. Газданов завоевали общеевропейскую,
в случае Набокова,
даже мировую славу.


Слайд 157
Текст слайда:

Марк Алданов, начавший активно печатать исторические романы в самом известном эмигрантском журнале "Современные записки", примкнул к "старшим". 


Слайд 158
Текст слайда:

Наиболее драматична судьба
погибшего при загадочным обстоятельствах Бориса Поплавского


Слайд 159
Текст слайда:

Наиболее драматична судьба
рано умерших

Анатолия Штейгера



Ирины Кнорринг


Слайд 160
Текст слайда:

Практически никто из младшего поколения писателей не мог заработать литературным трудом


Слайд 161
Текст слайда:

Гайто Газданов стал таксистом





Дональд Кнут

развозил товары


Слайд 162
Текст слайда:

Юрий Терапиано служил в фармацевтической фирме






многие перебивались грошовым приработком




Слайд 163
Текст слайда:


Характеризуя положения "незамеченного поколения", обитавшего в мелких дешевых кафе Монпарнаса, В. Ходасевич писал:
"Отчаяние, владеющее душами Монпарнаса питается и поддерживается оскорблениями и нищетой: За столиками Монпарнаса сидят люди, из которых многие днем не обедали, а вечером затрудняются спросить себе чашку кофе. На Монпарнасе порой сидят до утра потому, что ночевать негде. Нищета деформирует и само творчество". 


Слайд 165
Текст слайда:

Наиболее остро и драматично тяготы, выпавшие на долю "незамеченного поколения", отразились в бескрасочной поэзии "парижской ноты", созданной Г. Адамовичем.


Слайд 166
Текст слайда:

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит в сборниках
Бориса Поплавского «Флаги»


Слайд 167
Текст слайда:

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит в сборниках
Николая Оцупа «В дыму»


Слайд 168
Текст слайда:

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит в сборниках
Анатолия Штейгера
«Эта жизнь, Дважды два – четыре»



Слайд 169
Текст слайда:

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит в сборниках
Лидии Червинской «Приближение»



Слайд 170
Текст слайда:

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит в сборниках
В. Смоленского «Наедине»


Слайд 171
Текст слайда:

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит в сборниках
Дональда Кнута «Парижские ночи»


Слайд 172
Текст слайда:

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит в сборниках
Анны Присмановой «Тень и тело»


Слайд 173
Текст слайда:

Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит в сборниках
Ирины Кнорринг «Стихи о себе»


Слайд 174
Текст слайда:

Если старшее поколение вдохновлялось ностальгическими мотивами, то младшее оставило документы русской души в изгнании, изобразив действительность эмиграции.


Слайд 175
Текст слайда:

Жизнь "русского монпарно" запечатлена в романах
Б. Поплавского
"Аполлон Безобразов", "Домой с небес".


Слайд 176
Текст слайда:

Немалой популярностью пользовался «Роман с кокаином»
Марка Агеева (псевдоним М. Леви)


Слайд 177
Текст слайда:

Широкое распространение приобрела и бытовая проза:
Ирина Одоевцева
"Ангел смерти", "Изольда", "Зеркало"


Слайд 178
Текст слайда:

Нина Берберова
"Последние и первые"


Слайд 179
Текст слайда:



Роман
из эмигрантской жизни


Слайд 180
Текст слайда:

Первый исследователь эмигрантской литературы Глеб Струве писал:
"Едва ли не самым ценным вкладом писателей в общую сокровищницу русской литературы должны будут признаны разные формы нехудожественной литературы - критика, эссеистика, философская проза, высокая публицистика и мемуарная проза".


Слайд 181
Текст слайда:

Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику

Владимир Набоков
«Другие берега»


Нина Берберова
"Курсив мой"



Слайд 182
Текст слайда:

Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику

Юрий Терапиано
"Встречи«


Владимир Варшавский
"Незамеченное поколение"



Слайд 183
Текст слайда:

Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику

Василий Яновский
"Поля Елисейские«


Ирина Одоевцева
"На берегах Невы",
"На берегах Сены"



Слайд 184
Текст слайда:

Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику

Галина Кузнецова "Грасский дневник"


Слайд 185
Текст слайда:

В. Набоков и Г. Газданов принадлежали к "незамеченному поколению", но не разделили его судьбы, не усвоив ни богемно-нищенского образа жизни "русских монпарно", ни их безнадежного мироощущения


Слайд 186
Текст слайда:

В. Набокова и Г. Газданова объединяло стремление найти альтернативу отчаянию, изгнаннической неприкаянности, не участвуя при этом в круговой поруке воспоминаний, характерной для "старших".


Слайд 187
Текст слайда:

Медитативная проза Г. Газданова, технически остроумная и беллетристически

элегантная
была обращена
к парижской

действительности 20 - 60-х годов.


Слайд 188
Текст слайда:

В основе мироощущения Г. Газданова - философия жизни как сопротивления и выживания. 


Слайд 189
Текст слайда:

В первом, в значительной степени автобиографическом романе "Вечер у Клэр"
Г. Газданов давал своеобразный поворот традиционной для эмигрантской литературы теме ностальгии, заменяя тоску по утраченному реальным воплощением "прекрасного сна".


Слайд 190
Текст слайда:

В романах "Ночные дороги", «
Призрак Александра Вольфа",
"Возвращение Будды" спокойному отчаянию "незамеченного поколения" Г. Газданов противопоставил героический стоицизм, веру в духовные силы личности, в ее способность к преображению. 


Слайд 191
Текст слайда:

Своеобразно преломился опыт русского эмигранта и в первом романе
В. Набокова
"Машенька",
в котором путешествие
к глубинам памяти,
к "восхитительно
точной России" высвобождало героя
из плена унылого существования.


Слайд 193
Текст слайда:

Блистательных персонажей, героев - победителей, одержавших победу в сложных, а подчас и драматичных, жизненных ситуациях, В. Набоков изображает в своих романах "Приглашение на казнь", "Дар", "Ада", "Подвиг".


Слайд 194
Текст слайда:

Торжество сознания над драматическими и убогими обстоятельствами жизни - таков пафос творчества В. Набокова, скрывавшийся за игровой доктриной и декларативным эстетизмом.


Слайд 195
Текст слайда:

В эмиграции В. Набоков также создает
сборник рассказов
"Весна в Фиальте»


мировой бестселлер романы "Отчаяние" "Камера обскура"

"Лолита"



Слайд 196
Текст слайда:

В эмиграции В. Набоков также создает
"Король, дама, валет»





«Посмотри на
Арлекинов»


"Пнин" "Бледное пламя"





Слайд 197
Текст слайда:

  В промежуточном положении между "старшими" и "младшими" оказались поэты, издавшие свои первые сборники до революции и довольно уверенно заявившие о себе еще в России:

Владимир Ходасевич


Георгий Иванов



Слайд 198
Текст слайда:

В промежуточном положении между "старшими" и "младшими" оказались поэты, издавшие свои первые сборники до революции и довольно уверенно заявившие о себе еще в России

Марина Цветаева


Георгий Адамович

В эмигрантской поэзии они стоят особняком



Слайд 199
Текст слайда:


М. Цветаева в эмиграции переживает творческий взлет,

обращается
к жанру поэмы,

"монументальному" стиху.


Слайд 200
Текст слайда:

В Чехии, а затем во Франции М. Цветаевой написаны: "Царь-девица", "Поэма Горы", "Поэма Конца", "Поэма воздуха", "Крысолов", "Лестница", "Новогоднее",
"Попытка комнаты". 


Слайд 204
Текст слайда:

В. Ходасевич издает в эмиграции вершинные свои сборники
"Тяжелая лира", "Европейская ночь"


Слайд 205
Текст слайда:

В. Ходасевич становится наставником молодых поэтов, объединившихся в группу "Перекресток"


Слайд 206
Текст слайда:

Г. Иванов, пережив легковесность ранних сборников, получает статус первого поэта эмиграции, выпускает поэтические книги, зачисленные в золотой фонд русской поэзии: "Стихи", "Портрет без сходства", "Посмертный дневник".


Слайд 207
Текст слайда:

Особое место в литературном наследии эмиграции занимают квазимемуары Г. Иванова "Петербургские зимы", "Китайские тени",
его скандально известная поэма в прозе
"Распад атома".


Слайд 208
Текст слайда:

Г. Адамович публикует программный сборник "Единство", известную книгу эссе "Комментарии". 


Слайд 209
Текст слайда:




Центры рассеяния


Слайд 211
Текст слайда:


Русские эмигранты в США


Слайд 212
Текст слайда:

Основными центрами рассеяния русской эмиграции явились
Константинополь, София, Прага, Берлин,
Париж, Харбин.


Слайд 213
Текст слайда:

Первым местом беженства стал Константинополь - очаг русской культуры в начале 20-х годов.

Здесь оказались
бежавшие с Врангелем
из Крыма русские
белогвардейцы,
которые затем рассеялись по Европе


Слайд 214
Текст слайда:

В Константинополе в течение нескольких месяцев издавался еженедельник "Зарницы", выступал
А. Вертинский



Значительная русская колония возникла и в Софии, где выходил журнал
"Русская мысль".


Слайд 216
Текст слайда:


В начале 20-х годов литературной столицей русской эмиграции стал Берлин.

Русская диаспора в Берлине
до прихода к власти
Гитлера составляла
150 тысяч человек. 


Слайд 217
Текст слайда:

С 1918 по 1928 в Берлине было зарегистрировано 188 русских издательств, большими тиражами печаталась русская классика –
А. Пушкин, Л. Толстой,
произведения современных авторов –
И. Бунина, А. Ремизова, Н. Берберовой,
М. Цветаевой,
был восстановлен Дом искусств (по подобию петроградского),
образовалось содружество писателей, музыкантов, художников "Веретено",
работала "Академия прозы".


Слайд 219
Текст слайда:

Существенная особенность
русского Берлина –

диалог двух ветвей

культуры – зарубежной

и оставшейся в России.


Слайд 220
Текст слайда:

В Германию выезжают многие советские
писатели

Максим Горький



Владимир Маяковский


Слайд 221
Текст слайда:

В Германию выезжают многие советские писатели

Юрий Тынянов



Константин Федин



Слайд 222
Текст слайда:

"Для нас нет в области книги разделения на Советскую Россию и эмиграцию", - декларировал берлинский журнал "Русская книга".


Слайд 223
Текст слайда:

Когда надежда на скорое возвращение в Россию стала угасать и в Германии начался экономический кризис, центр эмиграции переместился в Париж - с середины 20 - х годов - столицу русского зарубежья. 


Слайд 224
Текст слайда:

  К 1923 в Париже обосновались 300 тысяч русских беженцев.
В Париже живёт


Иван Бунин


Слайд 225
Текст слайда:

В Париже живут

Александр Куприн



Марина Цветаева



Слайд 226
Текст слайда:

В Париже живут


Алексей Ремизов



Зинаида Гиппиус



Слайд 227
Текст слайда:

В Париже живёт
Дмитрий Мережковский



Слайд 228
Текст слайда:

В Париже живёт
Владислав Ходасевич



Слайд 229
Текст слайда:

В Париже живёт
Георгий Иванов



Слайд 230
Текст слайда:

В Париже живёт
Георгий Адамович



Слайд 231
Текст слайда:

В Париже живёт
Гайто Газданов


Слайд 232
Текст слайда:

В Париже живёт
Борис Поплавский


Слайд 233
Текст слайда:

С Парижем связана деятельность основных литературных кружков и групп, ведущую позицию среди которых занимала
"Зеленая лампа".


Слайд 235
Текст слайда:

"Зеленая лампа" была организована в Париже
З. Гиппиус и Д. Мережковским,
во главе общества встал Г. Иванов.


Слайд 237
Текст слайда:

На заседании "Зеленой лампы" обсуждались новые книги, журналы, речь шла о русских литераторах старшего поколения.
"Зеленая лампа" объединяла "старших" и "младших", в течение всех предвоенных лет была наиболее оживленным литературным центром Парижа. 


Слайд 240
Текст слайда:

Молодые парижские литераторы объединились в группу "Кочевье", основанную ученым - филологом и критиком М. Слонимом.
Это «свободное литературное объединение», по определению его создателя М.Л.Слонима, основанное весною 1928 в Париже.
В своей деятельности «Кочевье» ориентировалось прежде всего на литературную эмигрантскую молодежь, которая охотно посещала «четверговые» вечера «Кочевья» в Таверне Дюмениль на Монпарнасе.
Слоним поставил цель сделать «Кочевье» свободной литературной трибуной, лишенной каких-либо групповых, партийных пристрастий. 


Слайд 241
Текст слайда:

С 1923 по 1924 в Париже собиралась также группа поэтов и художников "Через".


Слайд 242
Текст слайда:

Парижские эмигрантские газеты и журналы представляли собой летопись культурной и литературной жизни русского зарубежья.


Слайд 243
Текст слайда:

В дешевых кафе Монпарнаса разворачивались литературные дискуссии, создавалась новая школа эмигрантской поэзии, известная как "парижская нота".


Слайд 245
Текст слайда:

Литературная жизнь Парижа сойдет на нет с началом Второй мировой войны, когда, по словам В. Набокова, "станет на русском Парнасе темно".


Слайд 246
Текст слайда:

Русские писатели - эмигранты останутся верны приютившей их стране, оккупированному Парижу. 


Слайд 247
Текст слайда:

Термин "Сопротивление" возникнет и приживется в среде русских эмигрантов, многие из которых окажутся его активными участниками.

Георгий Адамович
запишется
добровольцем
на фронт


Слайд 248
Текст слайда:


Писательница
Зинаида Шаховская
станет сестрой
в военном госпитале.

Мать Мария
(поэтесса Елизавета
Кузьмина - Караваева)
погибнет в немецком
концлагере, расточая
духовную помощь и поддержку.


Слайд 249
Текст слайда:

примкнут к Сопротивлению

Гайто - Газданов


Николай Оцуп


Дональд Кнут




Слайд 250
Текст слайда:

И. Бунин в горькие годы оккупации напишет книгу о торжестве любви, человеческого начала «Темные аллеи». 


Слайд 251
Текст слайда:

Восточные центры рассеяния –
Харбин и Шанхай.


Слайд 252
Текст слайда:

Молодой поэт Алексей Ачаир организует в Харбине литературное объединение "Чураевка".
Собрания "Чураевки" включали до 1000 человек.
За годы существования "Чураевки" в Харбине было выпущено более 60 поэтических сборников русских поэтов.


Слайд 254
Текст слайда:

В харбинском журнале "Рубеж"




печатались поэты Марианна Колосова

 



Слайд 255
Текст слайда:

печатались поэты

Арсений Несмелов




Валерий Перелешин



Слайд 256
Текст слайда:

Существенное направление харбинской ветви русской словесности составит этнографическая проза –
Николай Байков - "В дебрях Маньчжурии", "Великий Ван", "По белу свету".


Слайд 257
Текст слайда:

С 1942 литературная жизнь сместится
из Харбина в Шанхай.


Слайд 258
Текст слайда:

Научным центром русской эмиграции долгое время была Прага 


Слайд 259
Текст слайда:

  В Праге был основан Русский народный университет, приглашено 5 тысяч русских студентов, которые могли продолжить образование на казенном коште. Сюда же перебрались многие профессора и преподаватели вузов.


Слайд 260
Текст слайда:

Важную роль в сохранении славянской культуры, развитии науки сыграл "Пражский лингвистический кружок".


Слайд 261
Текст слайда:

С Прагой связано творчество М. Цветаевой, которая создает в Чехии лучшие свои произведения.


Слайд 262
Текст слайда:

До начала второй мировой войны в Праге выходило около 20 русских литературных журналов и 18 газет.


Слайд 263
Текст слайда:

Среди пражских литературных объединений – «Скит поэтов», «Союз русских писателей и журналистов». 


Слайд 264
Текст слайда:

Русское рассеяние затронуло и Латинскую Америку, Канаду, Скандинавию, США.


Слайд 265
Текст слайда:

Писатель Георгий Гребенщиков, переехав в 1924 в США, организовал здесь русское издательство "Алатас".


Слайд 266
Текст слайда:

Несколько русских издательств было открыто в Нью-Йорке, Детройте, Чикаго 


Слайд 267
Текст слайда:




Основные события жизни
русской литературной эмиграции.


Слайд 268
Текст слайда:

Одним из центральных событий жизни русской эмиграции станет полемика
В. Ходасевича и Г. Адамовича,
продолжавшаяся с 1927 по 1937.


Слайд 269
Текст слайда:

В основном полемика разворачивалась на страницах парижских газет "Последние новости" (печатался Г. Адамович) и "Возрождение" (печатался В. Ходасевич).


Слайд 270
Текст слайда:

В. Ходасевич полагал главной задачей русской литературы в изгнании сохранение русского языка и культуры.
Он ратовал за мастерство, настаивал на том, что эмигрантская литература должна наследовать величайшие достижения предшественников, "привить классическую розу" к эмигрантскому дичку. 


Слайд 272
Текст слайда:

Вокруг В. Ходасевича объединились молодые поэты группы "Перекресток"


Слайд 273
Текст слайда:

Вокруг В. Ходасевича объединились молодые поэты группы "Перекресток"

Георгий Раевский




Илья Голенищев-Кутузов




Слайд 274
Текст слайда:

Вокруг В. Ходасевича объединились молодые поэты группы "Перекресток«

Юрий Мандельштам




Владимир Смоленский




Слайд 275
Текст слайда:

Г. Адамович требовал от молодых поэтов не столько мастерства, сколько простоты и правдивости

"человеческих
документов",

возвышал голос

в защиту "черновиков,
записных книжек"


Слайд 276
Текст слайда:

В отличие от В. Ходасевича, противопоставившего драматическим реалиям эмиграции гармонию пушкинского языка, Г. Адамович не отвергал упадническое, скорбное мироощущение, а отражал его.


Слайд 277
Текст слайда:

Г. Адамович - вдохновитель литературной школы, вошедшей в историю русской зарубежной литературы под именем "парижской ноты«
(А. Штейгер, Л. Червинская и др.).


Слайд 278
Текст слайда:

К литературным спорам
Г. Адамовича и В. Ходасевича
присоединилась эмигрантская пресса, виднейшие критики эмиграции


Слайд 279
Текст слайда:

К литературным спорам
Г. Адамовича и В. Ходасевича
присоединилась эмигрантская пресса, виднейшие критики эмиграции

Альфред Бем


Пётр Бицилли



Слайд 280
Текст слайда:

К литературным спорам
Г. Адамовича и В. Ходасевича
присоединилась эмигрантская пресса, виднейшие критики эмиграции

Марк Слоним

Владимир Набоков Владимир Варшавский




Слайд 281
Текст слайда:



Споры о литературе шли и в среде "незамеченного поколения"
 


Слайд 282
Текст слайда:

Статьи Г. Газданова, Б. Поплавского о положении молодой эмигрантской литературы внесли свою лепту в осмысление литературного процесса за рубежом.


Слайд 283
Текст слайда:

В статье "О молодой эмигрантской литературе" Г. Газданов признавал, что новый социальный опыт и статус покинувших Россию интеллигентов, делает невозможным сохранение иерархического облика, искусственно поддерживаемой атмосферы дореволюционной культуры.


Слайд 284
Текст слайда:

Отсутствие современных интересов, заклинание прошлого превращает эмиграцию в "живой иероглиф".


Слайд 285
Текст слайда:

Эмигрантская литература стоит перед неизбежностью освоения новой реальности. "Как жить? - спрашивал Б. Поплавский в статье «О мистической атмосфере молодой литературы в эмиграции».
Погибать. Улыбаться,
плакать, делать
трагические жесты,
проходить, улыбаясь
на огромной глубине, в страшной нищете. Эмиграция - идеальная обстановка для этого".


Слайд 286
Текст слайда:

Страдания русских эмигрантов, которыми должна питаться литература, тождественны откровению, сливаются с мистической симфонией мира.
Изгнаннический Париж, по мнению
Б. Поплавского, станет "зерном будущей мистической жизни", колыбелью возрождения России. 


Слайд 287
Текст слайда:

На атмосферу русской литературы в изгнании значительным образом повлияет полемика сменовеховцев и евразийцев. В 1921 в Праге вышел сборник «Смена вех».
Авторы - Н. Устрялов, С. Лукьянов, А. Бобрищев - Пушкин (бывшие белогвардейцы).


Слайд 290
Текст слайда:


Сменовеховцы призывали принять большевистский режим, во имя родины пойти на компромисс с большевиками.
В среде сменовеховцев зародится национал - большевизм - "использование большевизма в национальных целях".


Слайд 294
Текст слайда:

Трагическую роль сменовеховство сыграет в судьбе М. Цветаевой, муж которой С. Эфрон был завербован советскими службами.


Слайд 296
Текст слайда:

В том же 1921 в Софии был выпущен сборник "Исход к Востоку".
Авторы сборника - П. Савицкий, П. Сувчинский, князь Н. Трубецкой, Г. Флоровский - настаивали на особом промежуточном положении России - между Европой и Азией, видели Россию как страну с мессианским предназначением.


Слайд 298
Текст слайда:

На евразийской платформе выходил журнал "Версты", в котором печатались


Слайд 300
Текст слайда:

На евразийской платформе выходил журнал "Версты", в котором печатались

Марина Цветаева


Алексей Ремизов Андрей Белый





Слайд 301
Текст слайда:




Литературно - общественные
издания русской эмиграции


Слайд 302
Текст слайда:

Одним из самых влиятельных общественно - политических и литературных журналов русской эмиграции были
"Современные записки", издававшиеся эсерами В. Рудневым, М. Вишняком, И. Бунаковым (Париж, 1920-1939, основатель
И. Фондаминский - Буняков).


Слайд 303
Текст слайда:

Журнал отличался широтой эстетических взглядов и политической терпимостью.
Всего вышло 70 номеров журнала, в которых печатались наиболее известные писатели русского зарубежья.


Слайд 304
Текст слайда:

В "Современных записках" увидели свет
«Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар»
Владимира Набокова



Слайд 305
Текст слайда:

В "Современных записках" увидели свет
«Митина любовь» и «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина



Слайд 306
Текст слайда:

В "Современных записках" увидели свет
стихотворения Георгия Иванова



Слайд 307
Текст слайда:

В "Современных записках" увидели свет
«Сивцев Вражек» Михаила Осоргина



Слайд 308
Текст слайда:

В "Современных записках" увидели свет
«Хождение по мукам» Алексея Толстого



Слайд 309
Текст слайда:

В "Современных записках" увидели свет
«Ключ» Марка Алданова


Слайд 310
Текст слайда:

В "Современных записках" увидели свет
автобиографическая проза
Фёдора Шаляпина


Слайд 311
Текст слайда:

Журнал давал рецензии на большинство вышедших в России и за рубежом книг практически по всем отраслям знаний. 


Слайд 312
Текст слайда:

С 1937 издатели "Современных записок" стали выпускать также ежемесячный журнал "Русские записки", который печатал произведения

Александра Ремизова


Алексея Ачаира



Слайд 313
Текст слайда:

С 1937 издатели "Современных записок" стали выпускать также ежемесячный журнал "Русские записки", который печатал произведения

Гайто Газданова



Ирину Кнорринг



Слайд 314
Текст слайда:

С 1937 издатели "Современных записок" стали выпускать также ежемесячный журнал "Русские записки", который печатал произведения
Лидию Червинскую


Слайд 315
Текст слайда:

Основным печатным органом писателей "незамеченного поколения", долгое время не имевших своего издания, стал журнал "Числа" (Париж, 1930-1934, ред. Н.Оцуп).


Слайд 316
Текст слайда:

За 4 года вышло 10 номеров журнала.
"Числа" стали рупором идей "незамеченного поколения", оппозицией традиционным "Современным запискам".


Слайд 317
Текст слайда:

"Числа" культивировали "парижскую ноту" и печатали
Георгия Иванова


Георгия Адамовича

Бориса Поплавского




Слайд 318
Текст слайда:

"Числа" культивировали "парижскую ноту" и печатали

Раиса Блох

Лидию Червинскую


Михаила Агеева





Слайд 319
Текст слайда:

"Числа" культивировали "парижскую ноту" и печатали

Ирину Одоевцеву



Слайд 320
Текст слайда:

Б. Поплавский так определял значение нового журнала:
"Числа" есть
атмосферическое
явление, почти
единственная
атмосфера
безграничной свободы, где может дышать новый человек".


Слайд 321
Текст слайда:

В журнале публиковались также заметки о кино, фотографии, спорте.
Журнал отличало высокое, на уровне дореволюционных изданий, качество полиграфического исполнения. 


Слайд 322
Текст слайда:

Среди наиболее известных газет русской эмиграции - орган республиканско - демократического объединения "Последние новости", монархическое выражавшее идею Белого движения "Возрождение", газеты "Звено", "Дни", "Россия и славянство".


Слайд 323
Текст слайда:

Судьба и культурное наследие писателей первой волны русской эмиграции - неотъемлемая часть русской культуры ХХ века, блистательная и трагическая страница в истории русской литературы.


Что такое findslide.ru?

FindSlide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть