Презентация, доклад Деревенская проза в литературе.

Презентация. Деревенская проза в литературе., предмет презентации:Литература. Эта презентация содержит 281 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Информативные слайды и изображения помогут Вам заинтересовать аудиторию. Скачать презентацию на данную тему можно внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Презентация Деревенская проза в литературе Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар


Слайд 3
Текст слайда:


Деревенская проза в литературе


Слайд 6
Текст слайда:

Во второй половине ХХ века в русской литературе сложилось наиболее сильное в проблемном и эстетическом отношении литературное направление, названное деревенской прозой.


Слайд 9
Текст слайда:

Главный источник такой характеристики – взгляд на объективный мир и на все текущие события с деревенской, крестьянской точки зрения, как чаще всего принято говорить, «изнутри».


Слайд 11
Текст слайда:


Деревенская проза принципиально отличалась от многочисленных прозаических и стихотворных повествований о деревенской жизни, которые возникли после окончания войны в 1945 году и должны были показать быстрый процесс восстановления всего уклада – экономического и нравственного в послевоенной деревне.


Слайд 14
Текст слайда:

Главными критериями в послевоенной прозе о деревне , получавшей высокую официальную оценку, были способность художника показать общественную и трудовую преобразовательную роль.


Слайд 15
Текст слайда:

Деревенская же проза отказалась даже от малейших попыток приукрашения изображаемой жизни, представив истинную трагедию отечественного крестьянства в середине 20 века.


Слайд 19
Текст слайда:

Русская словесность получила целую плеяду выдающихся художников слова.


Слайд 21
Текст слайда:


Фёдор Абрамов –
писатель – деревенщик



Слайд 22
Текст слайда:


Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной литературы взгляд на граничащую с современностью историю России поставили
Ф. Абрамова в ряд наиболее значимых фигур русской литературы 60—70-х.

В своем подходе к литературе Абрамов ощущал близость творчеству таких писателей, как
В. Белов, В. Распутин, С. Залыгин, Е. Носов,
Б. Можаев, В. Афанасьев.


Слайд 24
Текст слайда:

Русский писатель.
Родился в Верколе Архангельской области.
Во время Великой Отечественной войны офицер военной разведки.
Окончил Ленинградский университет.
В начале 1950 -х принимал участие в борьбе против космополитов.
В своих романах: “Пряслины” (трилогия, 1958-73), “Дом” (1978);
повестях и рассказах: “Пелагея” (1969), “Деревянные кони” (1970) и др. — раскрывал тяжелую судьбу крестьянства на Русском Севере в годы советской власти, показывал духовно - нравственное превосходство крестьян над многими городскими жителями.


Слайд 27
Текст слайда:

Творчество Ф. Абрамова неразрывно связано
с Пинежским краем, с Верколой.
Действие многих его произведений разворачивается в деревне Пекашино, «прототипом» которой является Веркола.


Слайд 29
Текст слайда:

Ф. Абрамов создает своеобразную художественную хронику, видя в жизни этой небольшой деревни отражение судеб всего русского народа.


Слайд 32
Текст слайда:

Выходя за рамки дозволенного цензурой, размышления Абрамова о деревне подчас оказывались рискованными.
Так, очерк «Вокруг да около» (1963), в основу которого положен рассказ о дне председателя колхоза, был признан идейно порочным, а редактор журнала «Нева», где очерк был напечатан, снят с работы.


Слайд 34
Текст слайда:

В 1968 Ф. Абрамов опубликовал роман
«Две зимы и три лета», посвятив его трудной судьбе послевоенного Пекашина.


Слайд 35
Текст слайда:

Ф. Абрамов исследует жизнь деревни на разных социальных уровнях.
Его интересует как простой крестьянин, так и человек, поставленный управлять людьми.
Облегчение, на которое надеялись пекашинцы, ожидая победы, не пришло.
Кровно связанные общей целью, еще недавно они были как «братья и сестры».


Слайд 36
Текст слайда:

Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной литературы взгляд на граничащую с современностью историю России поставили Ф. Абрамова в ряд наиболее значимых фигур русской литературы 60—70-х.


Слайд 37
Текст слайда:

В своем подходе к литературе Ф. Абрамов ощущал близость творчеству таких писателей, как В. Белов, В. Распутин, С. Залыгин, Е. Носов, Б. Можаев, В. Афанасьев.


Слайд 38
Текст слайда:

Действие романа «Пути-перепутья» (1973)
И. Тургенева и Е. Носова разворачивается в начале 50-х. Это еще один эпизод из истории Пекашина. Ф. Абрамов показывает негативные изменения в характере русского крестьянина.


Слайд 40
Текст слайда:


Государственная политика, не позволяющая труженику воспользоваться результатами своего труда, в конце концов отучила его работать, подорвала духовные основы его жизни.
Одной из важнейших тем в романе оказывается судьба руководителя колхоза, который попытался изменить установившийся порядок — дать крестьянам выращенный ими же хлеб. Противозаконное действие повлекло за собой арест.


Слайд 42
Текст слайда:

Роман «Дом», заключительный в тетралогии «Братья и сестры», появился в 1978.
Он посвящен современной автору действительности — деревне 70-х.
«Дом» — одно из важнейших понятий для Ф. Абрамова, заключающее в себе все пласты человеческого существования — личную жизнь семьи, общественную жизнь деревни, положение России в целом.


Слайд 44
Текст слайда:

Отдавая себе отчет в неблагополучии русского народа, Ф. Абрамов все же ищет тех его представителей, которые позволят сохранить надежду на возрождение исконного русского характера, попытаются заново отстроить полуразрушенный историей «дом».


Слайд 45
Текст слайда:

Работу над крупными произведениями
Ф. Абрамов сочетал с написанием небольших рассказов и повестей.
Причем благодаря неоднократному обращению к текстам, этот процесс порой растягивался надолго: «Мамониха», 1972—80; «Трава-мурава», 1955—80; «Самая счастливая»,
1939—80.


Слайд 46
Текст слайда:

Последнее значительное произведение
Ф. Абрамова «Чистая книга» — итог размышлений писателя над судьбами России — так и осталось незавершенным.


Слайд 51
Текст слайда:


Борис Можаев –
писатель – деревенщик


Слайд 52
Текст слайда:

Родился в селе Пителине Рязанской области, в крестьянской семье.
До войны, получив среднее образование, некоторое время работал учителем.
Во время войны был призван в армию, затем направлен в военное училище, окончив которое, стал военно-морским инженером.
Работал по специальности сначала в Китае, затем на Дальнем Востоке.
Там же он занимался журналистикой, обработкой местного фольклора (в 50-е годы выпустил несколько изданий удэгейских сказок), издал поэтический сборник “Зори над океаном" (1955).


Слайд 55
Текст слайда:

Первым произведением Можаева на деревенскую тему стала повесть “Полюшко-поле" (1965).


Слайд 57
Текст слайда:

Ей предшествовал ставший в своё время знаменитым очерк “Земля ждёт хозяина" (1960) - правда, тогда цензурой было изъято последнее подозрительное слово из названия, которое было заменено тремя точками.


Слайд 58
Текст слайда:

Темой и очерка “Земля ждёт хозяина", и повести “Полюшко-поле" стал крупный эксперимент в сельском хозяйстве, проводимый на Дальнем Востоке во время хрущёвской “оттепели”:
раздел колхозных земель с передачей их семейным звеньям вместе с сельхозтехникой.


Слайд 59
Текст слайда:


Экономический результат был чрезвычайно велик, однако при нём-то и выяснилась полная ненужность - и даже вредность - львиной доли чиновной бюрократии, непременной спутницы социалистического планового хозяйства.
Так что если очерк “Земля ждёт хозяина" рассказывал об успехе эксперимента, то повесть “Полюшко-поле"- уже о том, каким образом этот эксперимент душили, отбирая у крестьян обретённую было самостоятельность.


Слайд 61
Текст слайда:

В 1966 году в “Новом мире” А. Твардовского было опубликовано произведение, поставившее
Б. Можаева в ряд самых ярких представителей деревенской прозы, - повесть “Живой” (первоначально ей было дано название
“Из жизни Фёдора Кузькина”).


Слайд 62
Текст слайда:

Простой колхозник Фёдор Фомич Кузькин по прозвищу Живой - из тех граждан, кого родное государство, если вспомнить известный анекдот, “не пробовало только что дустом”:
тут и тюрьма, и война, и голод, и всевозможные притеснения от властей предержащих...


Слайд 64
Текст слайда:

В очередной раз попав в немилость к своему председателю, Живой решается на неслыханный шаг - подаёт заявление о выходе из колхоза (дело происходит в беспаспортной деревне конца 50-х).
И вопреки всем препятствиям с огромным трудом сумеет-таки отвоевать свои элементарные права: на выбор места жительства, места работы...


Слайд 65
Текст слайда:

О житье-бытье советской деревни
Б. Можаевым написаны трагикомическая “История села Брёхова, писанная Петром Афанасьевичем Булкиным” (1968)


Слайд 66
Текст слайда:

“Старица Прошкина” (1966)


Слайд 67
Текст слайда:

“Без цели” (1965) и другие рассказы.


Слайд 68
Текст слайда:

Но главным его произведением стал роман - дилогия “Мужики и бабы”.
В 1976 году вышла первая часть, повествующая о доколхозной деревне периода нэпа.
Б. Можаев представляет этот период как чрезвычайно благоприятный для крестьянства; призывы же к классовой борьбе и всеобщей коллективизации, как он показывает, раздавались сверху, а не снизу и подхватывались в основном сугубо маргинальными типами.


Слайд 71
Текст слайда:

Сам процесс коллективизации, вызвавший на его родине крестьянское восстание (чему автор в детстве был свидетелем), описан во второй части “Мужиков и баб", которая смогла выйти в свет только в 1987 году.
Роман получил тогда серьёзный общественный резонанс и самую “большую прессу".


Слайд 73
Текст слайда:

Для прозы Можаева характерны острая публицистичность, документальная основа многих произведений, а также тяготение к сатире, юмору, анекдоту.


Слайд 74
Текст слайда:

Его герои - люди в основном отважные, активные, обладающие “безграничностью человеческого упорства, порождённого любовью к независимости".


Слайд 75
Текст слайда:

Общественная позиция Можаева, всегда ратовавшего за соблюдение прав человека и свободное предпринимательство, сделала его своего рода либералом и западником “во стане" русских почвенников.


Слайд 76
Текст слайда:


Василий Шукшин –
писатель – деревенщик


Слайд 79
Текст слайда:


Родина Василия Шукшина - село Сростки Алтайского края, родители - крестьяне.
После окончания школы В. Шукшин служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем, директором школы.
Затем окончил режиссёрский факультет ВГИКа, после чего начался его триумфальный путь в кинематографе как режиссёра, актёра и сценариста.


Слайд 81
Текст слайда:

Дебют Василия Шукшина в прозе состоялся в 1961 году, когда его рассказы опубликовал журнал “Октябрь", а уже через два года (одновременно с выходом первого режиссёрского фильма по его же сценарию - “Живёт такой парень”) вышел и первый сборник рассказов “Сельские жители”. Впоследствии при жизни автора выходили сборники “Там, вдали" (1968), “Земляки” (1970), “Характеры” (1973).


Слайд 85
Текст слайда:

Героями рассказов Василия Шукшина обычно становились деревенские жители, так или иначе сталкивающиеся с городом, либо, наоборот, горожане, попавшие в село.
Деревенский человек при этом чаще всего наивен, простодушен, доброжелателен, однако город встречает его отнюдь не ласково и быстро окорачивает все его благие порывы.


Слайд 86
Текст слайда:

Наиболее ярко такая ситуация представлена в рассказе Василия Шукшина “Чудик” (1967).
По словам Л. Аннинского, “главным пунктом переживаний Шукшина становится обида за деревню”.
Это, впрочем, отнюдь не означает, что В. Шукшин деревню идеализирует:
у него встречается немало вполне отталкивающих типов самого что ни на есть крестьянского происхождения (например, в рассказах “Вечно недовольный Яковлев" (1974), “Срезал", “Крепкий мужик" (оба - 1970) и других).


Слайд 91
Текст слайда:

Как отмечает литературовед В. Баевский:
“Другие авторы деревенской прозы нередко изображают город как нечто откровенно враждебное деревне, у Шукшина город - это, скорее, нечто отличное от деревни. Не враждебное, а просто другое”.


Слайд 93
Текст слайда:

О себе самом В. Шукшин говорил, что чувствует себя человеком, “у которого одна нога на берегу, а другая - в лодке". И добавлял:
“... в этом положении есть свои “плюсы”... От сравнений, от всяческих “оттуда - сюда" и “отсюда - туда" невольно приходят мысли не только о “деревне” и о “городе" - о России".


Слайд 95
Текст слайда:

Русский человек в рассказах В. Шукшина часто подспудно не удовлетворён своей жизнью, он чувствует наступление стандартизации всего и вся, тупой и скучной обывательской усреднённости и инстинктивно пытается выразить собственную индивидуальность - нередко странными поступками.


Слайд 97
Текст слайда:

Некий Бронька Пупков из рассказа “Миль пардон, мадам! ” (1968) придумывает целую захватывающую историю о том, как во время войны он якобы получил спецзадание по убийству самого Гитлера, и о том, что из этого вышло.
Пусть вся деревня смеётся и негодует, однако Бронька раз за разом преподносит этот рассказ приезжим из города - ведь тогда он хоть на миг может сам поверить в то, что является ценной персоной, из-за которой чуть не изменился ход мировой истории...


Слайд 99
Текст слайда:

А вот Алёша Бесконвойный из одноимённого рассказа (1973) отвоёвывает себе в колхозе право на нерабочую субботу, чтобы каждый раз целиком посвящать её... бане.



Для него этот банный день становится главным и любимейшим на неделе - ведь тогда он принадлежит только себе, а не колхозу, не семье - и наедине с самим собой может спокойно предаваться воспоминаниям, размышлять о жизни, мечтать...


Слайд 101
Текст слайда:

А кто-то изобретает на досуге вечный двигатель (“Упорный”, 1973).


Слайд 104
Текст слайда:

Кто-то - на свои кровные, добытые ценой сверхурочных работ - приобретает микроскоп и мечтает придумать средство против микробов (“Микроскоп", 1969)...


Слайд 107
Текст слайда:

Отчего же так часто сельские жители больше не видят смысла своего существования в земле, как их предки, почему либо уезжают в города (хоть там им и бывает несладко), либо направляют все свои помыслы на те же микроскопы да вечные двигатели?
Шукшин, хоть и заметил однажды:
“Мы “пашем” неглубоко, не понимаем значения хозяина земли, работника не по найму, а по убеждению", - обычно не анализирует социально-исторических причин такого положения.
Он, по определению того же Аннинского, просто “выкладывает своё смятение".


Слайд 110
Текст слайда:

Незадолго до своей скоропостижной кончины Шукшин получил разрешение на съёмку фильма о Разине, личность которого он считал чрезвычайно важной для понимания русского характера.


Слайд 111
Текст слайда:

Говоря словами критика В. Сигова, в нём “разгульное вольнолюбие, бесшабашная и нередко бесцельная активность, способность к порыву и полёту, неумение умерять страсти... ” –
то есть те черты и
качества, которые
Шукшин придал и
многим другим своим
персонажам, в полной
мере представляющим современную ему деревню.


Слайд 114
Текст слайда:

Василий Белов –
писатель – деревенщик


Слайд 115
Текст слайда:

«Не любить крестьянство - значит не любить самого себя, не понимать или унижать его - значит рубить сук, на котором сидим. Что, впрочем, мы нередко делали в прошлом, делаем не без успеха и теперь...»


Слайд 116
Текст слайда:

Василий Белов родился в деревне Тимониха Вологодской области.
Его отец Иван Федорович погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила пятерых детей (в своих воспоминаниях «Невозвратные годы»
В. Белов подробно описывает всех деревенских родственников).
После семи лет обучения в деревенской школе работал счетоводом, потом окончил ФЗО, где получил специальность слесаря, моториста и электромонтера.
Армейскую службу проходил в Ленинграде.
В газете Ленинградского военного округа опубликовал первые стихи «На страже Родины», а затем поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького.


Слайд 119
Текст слайда:

С 1964 года В. Белов постоянно живёт в Вологде, не порывая связь с «малой родиной» — Тимо́нихой, в которой черпает материал для своего творчества, начиная с повести
«Деревня Бердяйка» и книги стихов
«Деревенька моя лесная» (обе - 1961).


Слайд 121
Текст слайда:

Вслед за ними увидели свет книга рассказов В. Белова «Знойное лето» (1963) и «Речные излуки» (1964).


Слайд 123
Текст слайда:

Публикация повести В. Белова
«Привычное дело» (1966) принесла ему широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров «деревенской прозы».


Слайд 126
Текст слайда:

Эта репутация была упрочена выходом повести
В. Белова «Плотницкие рассказы» (1968).
Жизни деревни и коллективизации посвящены романы «Кануны» (1976),
“Год великого перелома” (1987) и “Час шестый” (1997- 1998).


Слайд 128
Текст слайда:

Многие рассказы и повести В. Белова, по определению критика Ю.Селезнёва, “небогаты внешними событиями, резкими поворотами сюжета... Нет в них и занимательной интриги. Но они богаты человеком”.
По словам другого критика, М.Лобанова:
“Ему доступна не речевая шелуха, а дух народного языка и его поэзия”.


Слайд 130
Текст слайда:

Валентин Распутин –
писатель – деревенщик


Слайд 131
Текст слайда:


Валентин Распутин родился в посёлке Усть-Уда Иркутской области; детство провёл в деревне Аталанка.
Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась школа средняя (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ “Уроки французского” - 1972).
Затем закончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, после чего работал журналистом.


Слайд 133
Текст слайда:

Валентин Распутин дебютировал в качестве рассказчика (первые сборники
“Край возле самого неба” и
“Костровые новых городов" вышли в 1966 году).


Слайд 136
Текст слайда:

Первым произведением, принёсшим известность Валентину Распутину, стала повесть
“Деньги для Марии" (1967).
Это история о том, как у деревенской продавщицы, исключительно по её торговой неопытности, обнаруживается крупная недостача, которую необходимо срочно возместить за три дня (иначе - тюрьма).


Слайд 138
Текст слайда:

В. Солоухин однажды в связи с сюжетом повести “Деньги для Марии" вспоминал эпизод из некрасовской поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, где старому солдату, чтобы он смог поехать в Питер хлопотать о своём “пенционе" –
Все дали: по копеечке,
По грошу, на тарелочках
Рублишко набрался...
Так некогда поступали “всем миром" - теперь же, сто лет спустя, картина уже иная: большинство жителей уклоняются от помощи своей попавшей в беду односельчанке, несмотря на вроде бы сочувственное к ней отношение...


Слайд 140
Текст слайда:

Человек на границе жизни и смерти - тема, особенно занимающая Распутина.
Две героини его повестей - старые Анна из “Последнего срока" (1970) и Дарья из “Прощания с Матёрой" (1976) - готовятся встретить свою смерть спокойно, достойно, с осознанием выполненного земного долга.
Обе не просто не боятся - торопят её, ибо уверены, что жизнь человека имеет смысл только тогда, когда он живёт ради дела, ради близких; осознавать себя существами бесполезными для них - мука.


Слайд 144
Текст слайда:

Но особенно тяжело Анне и Дарье видеть перед смертью, как рушатся жизненные устои - последние земные сроки Дарьи совпадают с уничтожением родной деревни (в связи с затоплением её водами строящейся ГРЭС), у Анны - с фактическим распадом родной семьи, отчуждением друг от друга братьев и сестёр, её детей...


Слайд 147
Текст слайда:

Как и Евгений Носов, Распутин работает в немногих жанрах.
Помимо повестей, им создан ряд рассказов (наибольшую известность, кроме упоминавшихся “Уроков французского”, получили такие из них, как “Василий и Василиса” (1965), “Что передать вороне? ”, “Век живи - век люби” (оба - 1982) и другие), а также публицистические произведения, среди которых, в частности, серия очерков “Сибирь, Сибирь..." (1988--1991), посвящённых истории, этнографии, современному состоянию этого грандиозного российского края.


Слайд 154
Текст слайда:

Особенность художественного мира писателя критик И. Дедков определил так:
“В героях Распутина и в нём самом есть поэтическое чувство жизни, противостоящее низменному, натуральному её восприятию и изображению”.


Слайд 155
Текст слайда:

Последние рассказы Распутина - “Новая профессия" (1998), “Изба" (1999), - как и его публицистические выступления, вызывают неоднозначную реакцию критиков. А. Агеев заявил следующее:
“Говорить о Распутине теперешнем – значит, его обижать, но обижать Распутина теперешнего - значит обижать себя тогдашнего, с нетерпением ждавшего каждой новой повести... а вдруг и тогда все мы обольщались, идеализировали, прощали всё за сам симпатичный порыв к правде, за стремление напомнить - на фоне плоского официального оптимизма - о возможности высокого, то есть трагического отношения к жизни? ”


Слайд 158
Текст слайда:

И. Панкеев, критик, писал, что “... в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не сможем ни мы, ни потомки.
Одно из таких имён - Валентин Григорьевич Распутин”.
И, как представляется, большинство серьёзных читателей подписались как представляется, большинство серьёзных читателей скорее подписались бы под словами критика.


Слайд 162
Текст слайда:

Виктор Астафьев –
писатель – деревенщик


Слайд 164
Текст слайда:

Выдающийся русский писатель, один из немногих, кого ещё при жизни называли классиком.
Он завоевал любовь миллионов читателей своей искренностью, неподдельной болью о судьбах своей Родины и своего народа.


Слайд 165
Текст слайда:


Виктор Астафьев родился в селе Овсянка, что на берегу Енисея.
В семь лет потерял мать - она утонула в реке.
Он никогда не привыкнет к этой потере.
Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет».
Заступницей и кормилицей мальчика стала его бабушка - Екатерина Петровна.


Слайд 168
Текст слайда:

Затем Виктор Астафьев попадает в школу-интернат, окончив которую начинает сам зарабатывать на хлеб.
«Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии
В. Астафьев.
Окончив ФЗО, работает составителем поездов.


Слайд 169
Текст слайда:

Осенью 1942 года добровольцем Виктор Астафьев уходит в армию.
В 1945 года В.П. Астафьев демобилизуется и вместе с женой приезжает на ее родину, город Чусовой на западном Урале.


Слайд 170
Текст слайда:

По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, дежурным по вокзалу.


Слайд 171
Текст слайда:

В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ
«Гражданский человек» (впоследствии он переработает его в рассказ «Сибиряк»).


Слайд 173
Текст слайда:

В этом же году В. Астафьев перешел на должность литературного работника газеты. В 1953 году в Перми выходит его первая книга рассказов - «До будущей весны», а в 1955 году вторая - «Огоньки» (рассказы для детей).
В 1958 году увидел свет его первый роман
«Тают снега».


Слайд 175
Текст слайда:

В творчестве В. Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы - военная и деревенская.
Война предстала в его произведениях как великая трагедия («Веселый солдат»,
«Так хочется жить», «Прокляты и убиты»
и др.).


Слайд 180
Текст слайда:

Деревенская тема поначалу наиболее полно воплотилась в первой книге
«Последнего поклона», повести
«Ода русскому огороду», рассказе
“Жизнь прожить”, многих “Затесях”…
В них ощущение “малой родины” с ее подворьем и пашней как гармонического мироздания.


Слайд 183
Текст слайда:

Поэтизация естественности природного и хозяйственного круговорота жизни, включенность в него как мерило истинности существования человека, своеобычность национальных характеров – всё в произведениях В. Астафьева.


Слайд 186
Текст слайда:

С середины 1970-х годов целостная традиция “деревенской” прозы в творчестве
В. Астафьева все более утрачивается.


Слайд 189
Текст слайда:

Составляющеее ядро целостной традиции “деревенской” прозы равновесие “лада и разлада” нарушается уже во второй книге “Последнего поклона” (1978) и “Царь-рыбе” (1975), а особенно в “Печальном детективе” (1986), где очевиден резкий крен к исследованию нравственного и социального неблагополучия того, что прежде виделось светлым, добрым и радостным.
Меняется эмоциональная окраска.


Слайд 194
Текст слайда:

Прежде она создавалась душевным просветлением, радостью общего труда, теплотой семейного застолья.
Теперь - бесчисленными столкновениями с многоликой бесчеловечностью, равнодушием и жестокостью.
Все громче звучит “крик изболевшейся души”.
Пожалуй, горше всего для Астафьева укоренившаяся с давних лет притерпелость народной, особенно глубинной деревенской России к повседневной униженности и утрате самоуважения, уже и не замечаемая самими людьми.


Слайд 200
Текст слайда:

Виктор Лихоносов–
писатель – деревенщик


Слайд 201
Текст слайда:


Виктор Иванович Лихоносов – известный и признанный кубанский писатель.
Родился 30 апреля 1936 года в Сибири, на маленькой станции Топки Кемеровской области.
Детство и школьные годы провел в Новосибирске.
В 1956 году поступил в Краснодарский пединститут, историко - филологический факультет, после чего несколько лет учительствовал  в Анапском районе Краснодарского края.


Слайд 203
Текст слайда:

Первый рассказ Виктора Лихоносова «Брянские» был опубликован в журнале «Новый мир» в 1963 году.


Слайд 205
Текст слайда:

«Проза у него светится, как у Бунина», - писал Александр Твардовский, редактор журнала «Новый мир».


Слайд 206
Текст слайда:

В настоящее время это произведение включено в серию
«Шедевры русской литературы XX века».


Слайд 207
Текст слайда:

Вхождение В.И. Лихоносова в большую литературу было поистине стремительным.
 В 1966 году вышли две книги Виктора Лихоносова: «Вечера» и «Что-то будет».


Слайд 209
Текст слайда:

В 1966 году Виктор Лихоносов был принят в Союз писателей СССР.


Слайд 210
Текст слайда:

В 1967 году опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова:
«Все, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и все проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку».


Слайд 211
Текст слайда:

Юрий Казаков познакомил В. Лихоносова заочно и с писателями из эмиграции – Б. Зайцевым и
Г. Адамовичем; с этого началось изучение
В. Лихоносовым жизни русского зарубежья. 


Слайд 212
Текст слайда:

В 1969 году в «Новом русском слове» были напечатаны повесть В.И.Лихоносова
«На долгую память» и статья о нем лучшего критика русской эмиграции Г.Адамовича.


Слайд 213
Текст слайда:

А в 1973 году выходит книга В. Лихоносова «Чистые глаза» с предисловием
Виктора Астафьева. 


Слайд 215
Текст слайда:

В. Лихоносов опубликовал цикл повестей-путешествий «Люблю тебя светло»,
«Осень в Тамани» и «Элегия» - по есенинским, лермонтовским и пушкинским местам. 


Слайд 216
Текст слайда:

В 1983 году писатель завершил работу над главной своей книгой – романом
«Наш маленький Париж» (первоначальное название «Ненаписанные воспоминания»).


Слайд 217
Текст слайда:

Роман «Наш маленький Париж» построен на большом историческом материале, он стал самой яркой, талантливой книгой о Кубани, книгой, вернувшей землякам интерес к истории родного края, судьбам тех, чья земная слава давно прошла, к трагической жизни кубанских казаков в начале XX века.


Слайд 218
Текст слайда:

Заслуги В .И. Лихоносова в литературе отмечены званиями и наградами:
Член Союза писателей СССР, Российской Федерации.
Лауреат Государственной премии РСФСР имени А.М.Горького.
Лауреат Международной премии имени М.А. Шолохова,
Лауреат литературной премии «Ясная Поляна» им. Л.Толстого в номинации «Выдающееся художественное произведение русской литературы» за повесть «Осень в Тамани».


Слайд 222
Текст слайда:

В . И. Лихоносов награжден орденами
«Знак Почета», «Дружбы народов»,
медалью РАН «За выдающийся вклад в развитие русской литературы» и дипломом ЮНЕСКО
«За выдающийся вклад в мировую культуру».


Слайд 223
Текст слайда:

В. И. Лихоносов - герой труда Кубани, Почетный гражданин города Краснодара.     


Слайд 225
Текст слайда:

Последние годы Виктор Иванович редактирует литературно-исторический журнал «Родная Кубань».


Слайд 227
Текст слайда:

В. Лихоносов пишет повесть
«Афродита Таманская», эссе о Лермонтове, книгу «Записки перед сном», выступает с воспоминаниями о Юрии Казакове, Юрии Селезнёве, Виталии Сёмине. 


Слайд 229
Текст слайда:

Виктора Лихоносова с его элегической, лирической, полной романтизма прозой напрямую к деревенской прозе и не отнесешь, но и сам писатель и его герои, как правило, из простого народа, и мысли и чаяния их совпадают с нравственными императивами писателей - деревенщиков.


Слайд 230
Текст слайда:

Проблема малой родины
Виктором Лихоносовым была поставлена одним из первых. 


Слайд 231
Текст слайда:

Евгений Носов –
писатель – деревенщик


Слайд 232
Текст слайда:


Его родина - село Толмачёво, недалеко от Курска. Отец - рабочий.
Носов окончил восемь классов школы, затем воевал, был ранен, награждён орденами и медалями.
После войны работал в газете художником-оформителем и корреспондентом.
Будучи принятым в Союз писателей, закончил Высшие литературные курсы.


Слайд 236
Текст слайда:

Первая книга Евгения Носова –
“На рыбачьей тропе" (1959) посвящалась природе родного Курского края - “порубежной окраине России".
Любимая Курщина будет присутствовать в большинстве его произведений.


Слайд 239
Текст слайда:

Евгений Носов отдаст должное и другим российским землям - например, Северу (прежде всего это касается одной из наиболее известных его повестей
“И уплывают пароходы, и остаются берега", 1970).


Слайд 240
Текст слайда:

И в первом, и в последующих сборниках рассказы Е. Носова, несмотря на иногда заметный налёт газетной очерковости, демонстрировали особую художественную выразительность стиля.


Слайд 243
Текст слайда:

Критик В. Васильев отмечал,
“... его ранние пристрастия к рисованию, охоте, рыбной ловле и собирательству трав... до необычайной остроты развили... способности пластического восприятия природы во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний”.


Слайд 244
Текст слайда:

Запоминающимися были и образы людей, прежде всего детей и подростков, как крестьянских, так и городских, - таковыми они предстают в рассказах с автобиографическими элементами (начало 1960-х) –
“Мост" и “Дом за триумфальной аркой", в “Когда просыпается солнце”, “Подпаске”, “Радуге", “Шурупе”...


Слайд 246
Текст слайда:

У Е. Носова, потомка одновременно и рабочего, и крестьянского родов, в детстве, в частности, жившего и в довоенном Курске, отсутствует пресловутое противопоставление “праведной” деревни и “неправильного” города (хотя известны попытки некоторых критиков обвинить его в таком подходе).
При этом его беспокоит проблема человека, по своей воле либо по воле обстоятельств покидающего деревню ради города, когда в результате, по знаменитой формулировке поэта, “и города из нас не получилось, и навсегда утрачено село”.


Слайд 248
Текст слайда:

В 1963 году Е. Носовым была написана повесть “Моя Джомолунгма", посвящённая выморочному быту одного старого дома, населённого разномастной публикой, сорвавшейся в своё время со своих корней.


Слайд 249
Текст слайда:

В 1963 году Е. Носовым была написана новелла “Объездчик", герой которой, сумевший уйти из нищей послевоенной деревни и пристроившийся объездчиком при заповеднике, поначалу демонстрирует льстивость и угодничество перед своим новым начальством, а затем, постепенно, укрепившись в должности, сам становится своего рода царьком, коего боятся и научные сотрудники, и все окрестные деревни...


Слайд 250
Текст слайда:

Люди же, остающиеся в родных местах, не мыслящие для себя иной жизни, как бы тяжко им ни приходилось, описаны Е. Носовым с самыми тёплыми чувствами.


Слайд 252
Текст слайда:

“Храм Афродиты” (1967)


Слайд 253
Текст слайда:

“Шумит луговая овсяница” (1966)


Слайд 254
Текст слайда:

“Во субботу, день ненастный... ” (1968) и многие другие произведения.


Слайд 255
Текст слайда:

В жанровом отношении творчество
Е. Носова не отличается разнообразием; похоже, ему ничуть не тесно в рамках повести и рассказа.


Слайд 256
Текст слайда:

Густой, многоцветный язык и лиризм мироощущения дают Е. Носову возможность продолжать и развивать традиции И. Тургенева.


Слайд 258
Текст слайда:


В книгах И. Тургенева и Е. Носова русские крестьяне предстали не просто высоконравственными, добрыми людьми, способными на самопожертвование, но и как великие государственные умы, чьи личные интересы никогда не расходятся с отечественными интересами.


Слайд 261
Текст слайда:

В книгах И. Тургенева и Е. Носова предстал собирательный образ мужественного русского мужика, защитившего отечество в военное лихолетье, создавшего в послевоенное время крепкий бытовой и семейный уклад, обнаружившего знание всех тайн природы и призвавшего учитывать ее законы.


Слайд 262
Текст слайда:




Обобщаем вместе


Слайд 265
Текст слайда:

Эти крестьянские писатели, часть из которых была на войне, принеся оттуда чувство воинского долга и солдатского братства, помогли предостеречь государство и власть имущих от авантюрных экспериментов (переброска северных сибирских рек на юг).


Слайд 266
Текст слайда:

Крестьянский мир в их книгах не изолирован от современной жизни.


Слайд 267
Текст слайда:

Авторы и их персонажи – активные участники текущих процессов нашей жизни.


Слайд 268
Текст слайда:

Однако главным достоинством их художественного мышления было следование вечным нравственным истинам, которые создавались человечеством в течение всей многовековой истории.


Слайд 269
Текст слайда:

Особенно значимы в этом отношении книги
Валентина Распутина


Слайд 270
Текст слайда:

Особенно значимы в этом отношении книги
Виктора Астафьева


Что такое findslide.ru?

FindSlide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть