Презентация, доклад по литературе на тему Тема страшного мира в лирике А. А. Блока. Развитие понятия об образе-символе

Презентация по литературе на тему Тема страшного мира в лирике А. А. Блока. Развитие понятия об образе-символе, предмет презентации:Литература. Эта презентация содержит 17 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока. Развитие понятия об образе-символе

Тема урока


Слайд 2
Текст слайда:

«Вся моя жизнь — в моих стихах…» — писал Александр Блок. Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество. Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности «Стихи о Прекрасной Даме», где всё овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда,
А. А. Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о котором поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своём стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. А. Блока спустится с высот красоты и окажется в мире реальном, земном, который назовёт «страшным миром». Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. Рабочим кабинетом А. А. Блока станет город — петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения
«Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта, являя мир социальной несправедливости, мир социального зла. Картины бездуховного мира проходят перед читателем и в стихотворении «Незнакомка»: «пьяные окрики», «испытанные остряки» в котелках, пыль переулков, «сонные лакеи», «пьяницы с глазами кроликов» — вот где приходится жить лирическому герою. «Страшный мир» не только вокруг, он и в душе лирического героя. Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. Но поэт найдёт в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни.

Работа над темой урока


Слайд 3
Текст слайда:

Мог ли в такое время сохраниться, уцелеть мир Прекрасной Дамы? Нет, он был слишком хрупок и замкнут в себе. Он не мог быть вечным хранителем поэта, изменить существующие на земле законы. «Страшный мир» вторгался в жизнь Блока, оскорблял чувства людей, растлевал души. Наступает душевный кризис, тоска, а бежать в мир фантазий невозможно. «Распутья», «Пузыри земли», «Город» — так называются сборники стихов, написанные Блоком с 1902-го по 1908 гг.
Весной 1906 г. у Блока появилось излюбленное место под Петербургом —Приморский вокзал в Озерках, куда он ездил «пить красное вино», спасаясь от вселенской тоски и семейных неурядиц. В те времена это был захолустный дачный посёлок, где собиралась публика средней руки. Вдоль пыльных улочек тянулись незатейливые дачки с чахлыми палисадниками, лавочки, трактиры. Гиперболическая, воплощённая пошлость.
Но именно здесь 24 апреля 1906 года появилась жемчужина блоковской лирики — стихотворение «Незнакомка».

Работа над темой урока


Слайд 4
Текст слайда:

В чём состоит удивительная загадка «Незнакомки»?
Как построено стихотворение?
Под влиянием вина мир меняется, становится зыбким, нереальным. Опьянение?
Кто она, блоковская Незнакомка?
В чем состоит особенность финала стихотворения?

Стихотворение «Незнакомка»


Слайд 5
Текст слайда:

В чём своеобразие композиции стихотворения?
• Какое представление поэта о жизни она символизирует?
• Как конструкция предложений, обрамляющих стихотворение, передает состояние окружающего мира?
• Можно ли считать детали городского пейзажа образами-символами?
• Какую роль играет симметричность построения произведения?
• Как выражено в стихотворении новое блоковское понимание сущности жизни и смерти?

Аналитическая работа с текстом стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…»


Слайд 6
Текст слайда:

На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении?
• Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения?
• Какие ассоциации вызывает эпитет «жолтый»? В чём своеобразие его написания?
• Какие образы в стихотворении связаны с миром зла?
• Можно ли дать логическое истолкование этим образам?
• Почему Блок не использует в тексте слово «рабочие»?
• Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?

Аналитическая работа с текстом стихотворения «Фабрика»


Слайд 7
Текст слайда:

Подготовить выразительное чтение
стихотворений А. А. Блока «На железной дороге», «Россия», из цикла «На поле Куликовом».

Домашнее задание


Слайд 8
Текст слайда:

Тема Родины в лирике А. А. Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом»

Урок 3


Слайд 9
Текст слайда:

Почему, по вашему мнению, тема Родины присутствует в творчестве практически каждого поэта?

ВОПРОС


Слайд 10
Текст слайда:

Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Среди самых значительных стихотворений, посвящённых Родине,России,— цикл «На поле Куликовом» (1908) и стихотворение «Россия» (1908),хотя образ Родины робко проступает уже в стихотворении «Ветер принёс издалёка…» (1901), относящемся к ранней лирике поэта. Стихотворение — дитя своего времени. Оно является данью символизму, приверженцем которого был Александр Блок. Произведение написано хаотичными мазками звуков, полутонов, намёков, неясных образов. Но «звёздные сны», «зимние бури», «плачущие струны», весенний ветер и звучные песни — всё это неосознанный образ Родины.
Известно, что Блок стихотворение «На железной дороге» включил в цикл «Родина».
Интересно высказывание М. В. Исаковского: «Когда читаешь строки:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие;
В зелёных плакали и пели…—
то перед вами возникает не только тот чисто внешний образ подходящего к станции поезда, но вы видите и другой образ — образ более значительный и широкий. Вы видите людей, едущих в поезде… и через этих людей вы как бы видите всю страну».


Слайд 11
Текст слайда:

В чём своеобразие композиции стихотворения?
• Как изображена погибшая девушка?
• Как конструкция предложений раскрывает авторское отношение к ней?
• В каких образах предстаёт мир, окружающий героиню?
• С какой целью использована метонимия?
• Какие эпитеты раскрывают отношение мира к героине?
• Как система контрастов выражает парадоксальность устройства мира?
• Как чувствует себя в этом мире живая душа?
• Почему к слову «тоска» Блок подбирает эпитеты «дорожная, железная»?
• С какой целью в стихотворении дважды повторено слово «скользнул»?
• Почему юность героини названа «бесполезной»?
• Какие литературные ассоциации вызывает у вас сюжет и образный строй стихотворения?
• Найдите переклички образов и мотивов этого стихотворения с «Тройкой» Н. А. Некрасова. В чём различие композиции стихотворений?
• Какой смысл приобретает слово «больно» в последней строке?
• Почему это стихотворение Блок включил в цикл «Родина»?
• Как оно связано с другими стихами цикла?
• Приведите примеры метафор из стихотворения «На железной дороге», передающих образ России.

Аналитическая работа с текстом стихотворения «На железной дороге»


Слайд 12
Текст слайда:

В центре внимания поэта — судьба погибшей девушки. Однако о том, что она мертва, сообщается лишь в обрамляющих стихотворение строфах, центральная часть произведения посвящена её жизни. Многочисленные портретные детали подчёркивают красоту и одухотворённость героини («красивая и молодая», «нежней румянец, круче локон»).
Даже о погибшей говорится — «как живая». Автор рассказывает о своей героине, используя определённо-личные предложения, не называя её имени, не употребляя местоимения «она». Отсутствие подлежащего сокращает дистанцию между поэтом и его героиней, создаёт ощущение, что она предельно близка и дорога ему.
Иначе изображён окружающий героиню мир: это мир без людей, мир без лиц.

КОММЕНТАРИЙ


Слайд 13
Текст слайда:

Вспомните реальное историческое событие, произошедшее на Куликовом
поле. Что вам известно о нём?
• Как А. А. Блок осмысливает события Куликовской битвы?
• Как вы понимаете слово «цикл»? Что такое, по-вашему, стихотворный цикл?
Какова связь событий 1380 г. со временем создания цикла «На поле Кули-
ковом»?
• Какой общей мыслью могут быть объединены стихотворения цикла?
• Какое настроение создаёт пейзажная зарисовка, данная автором в начале
стихотворения?
• Как меняется интонация стихотворения во 2-й строфе? Почему?
• Как вы думаете, почему Блок, обращаясь, к родине, Руси, называет её женой?
• Какое ощущение вносит в стихотворение 4-я строфа? Почему?
• Внимательно вчитайтесь в следующую строфу и подумайте, почему в стихот-
ворении возник образ кобылицы, несущейся вскачь. Как изменился ритм
стихотворения?
• Прочитайте заключительную строфу стихотворения. Как вы думаете, каким
видится будущее России А. А. Блоку?
• Какова основная мысль стихотворения «Река раскинулась»?
• Как стихотворения цикла связаны с сегодняшним днём? Чему они нас учат?

Аналитическая работа с текстами стихотворений из цикла «На поле Куликовом»


Слайд 14
Текст слайда:

Какая она — Россия Блока? Что дорого в ней поэту?
• Какие оттенки приобретает образ России благодаря сопоставлению с обра-
зом женщины, жены?
• Как вы понимаете фразу: «И крест свой бережно несу»?
• Какой образ России рисует автор в 3–5-й строфах?
• Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Какое впечатле-
ние оставляет использование этого литературного приёма?
• Какое слово дважды повторяется в стихотворении? С какими эпитетами?
Как вы думаете, почему Блок повторяет это слово?
• Как вы понимаете первую строчку последней строфы стихотворения «И не-
возможное возможно»?
• Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении
Блока становится символом веры в будущее? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Аналитическая работа с текстом стихотворения «Россия»


Слайд 15
Текст слайда:

1-я группа. А. А. Блок признавался: «Если б я не написал “Незнакомку”, …
не было бы написано и “Куликово поле”». Докажите правомерность этого сужде-
ния поэта. Обоснуйте путь Блока от стихов, посвящённых «страшному миру»,
к стихам о России, к циклу «На поле Куликовом».
2-я группа. Назовите стихи Блока, посвящённые Родине. Что в них общего?
Сравните их с произведениями русских поэтов XIX в., также посвящёнными Ро-
дине. В чём, на ваш взгляд, поэтическая индивидуальность Блока?
3-я группа. Попытайтесь определить, что сближает, а что отличает стихо-
творения, посвящённые России, В. Я. Брюсова («Родные стены», «В поле»), Ан-
дрея Белого (сборник «Пепел»), А. А. Блока («Русь»).

Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в группах)


Слайд 16
Текст слайда:

Источником спасительной веры была для Блока Россия. Он говорил о Родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, щемящей болью и светлой надеждой — и слова его были так же трепетны, как «слёзы первые любви». Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ Родины — не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, «светлой жены».
С течением времени образ этот всё более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Сначала он воспевал Русь — нищую, дремучую
и колдовскую, а в дальнейшем эти сказочные мотивы уступают место представлению о живой могучей России. Россия Блока — это надежда и утешение поэта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Слайд 17
Текст слайда:

Прочитать поэму А. А. Блока «Двенадцать».
Выучить отрывок (любая глава) из поэмы «Двенадцать»

Домашнее задание


Что такое findslide.ru?

FindSlide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть