Презентация, доклад по обществознанию на тему Избирательная система и выборы в РФ (10-11 класс)

Презентация по обществознанию на тему Избирательная система и выборы в РФ (10-11 класс), предмет презентации:Обществознание . Эта презентация содержит 31 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Вдовенко Марина Николаевна

Учитель истории
и обществознания
МКОУ «СОШ №9»
Благодарненского района
г. Благодарный


Слайд 2
Текст слайда:

ИЗ ШКОЛЬНОГО КЛАССА НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
формирование
политической культуры старшеклассников


Слайд 3
Текст слайда:

Политика походит на мифического сфинкса: подобно ему она пожирает тех, которые не разгадывают ее загадок. А де Ривароль

Избирательный бюллетень сильнее пули. Авраам Линкольн (1809-1865), шестнадцатый президент США

Демократия — это прежде всего процедура. Английское изречение

В условиях демократии неосведомленность одного избирателя может повредить всем остальным. Джон Фицжеральд Кеннеди

Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего. Томас Джефферсон


Слайд 4
Текст слайда:

Пояснительная записка.  

Данная разработка может использоваться в классах социально-гуманитарного профиля на уроках права в 10 классе в разделе Конституционное право по теме «Избирательная система и избирательный процесс» и обществознания в 11 классе в курсе Политология в разделе Гражданское общество и его институты темы при изучении тем «Выборы в демократическом обществе. Типы избирательных систем» и «Избирательная кампания».


Слайд 5
Текст слайда:

Цель:

сформировать  представления об избирательной системе и избирательном процессе, связанном с проведением выборов депутатов в орган законодательной власти России – Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.


Слайд 6
Текст слайда:

Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с правовыми основами избирательного процесса в РФ; с основными этапами избирательной кампании; особенностями различных избирательных систем (пропорциональной, мажоритарной, смешанной); некоторыми ролями участников современного политического процесса.
- развивающие: развивать умения учащихся по поиску, отбору, анализу и публичному представлению необходимого политического материала; сопоставлению различных точек зрения; формированию собственной системы политических взглядов; продолжить работу по развитию монологической и диалогической речи, усвоению правил ведения дискуссии.
- воспитательные: подвести учащихся к  осознанию необходимости участия в выборах, исполнению роли ответственного, активного, думающего избирателя, который делает осознанный выбор и неравнодушен к судьбам своего народа и государства, а, возможно, и будущего политического деятеля, который в своей деятельности будет исходить из национальных интересов и развивать и совершенствовать демократию в РФ.


Слайд 7
Текст слайда:

Тип урока: урок изучения нового материала (целесообразно при наличии в расписании сдвоенных уроков провести учебное занятие в течение 80 минут).

Формы работы учащихся: фронтальная; групповая;  индивидуальная.

Необходимое  оборудование: листовки, плакаты, бюллетени, избирательные списки, тесты, рабочие тетради, тексты документов, словарь используемых терминов .


Слайд 8
Текст слайда:

Роли:

1. Президент;
2. Председатель избирательной комиссии и её члены (3 человека);
3. Лидеры партий (7 человек) и партийные активисты;
4. Политолог (1);
5. Журналисты (2): ведущий теледебатов и проводящий экзит-полл;
6. Наблюдатели на участке (8);
7. Избиратели (все участники);
8.Сотрудники правоохранительных органов.


Слайд 9
Текст слайда:

I. Подготовительный этап.

1. Президент в соответствии с конституцией объявляет о выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и назначает их дату с учётом единых дней голосования (Приложение №1).
2. В соответствии с Законом о выборах (приложение №2) выборы будут проводиться по пропорциональной системе. Учащиеся знакомятся с типами избирательных систем (пропорциональной, мажоритарной и смешанной), так как в РФ с 2007 года используется пропорциональная система, а раннее была смешанная, к тому же, ряд политических деятелей и аналитиков считают, что в будущем Россия должна вернуться к смешанной системе (225 депутатов пройдут в парламент по партийным спискам – пропорциональная система, а 225 по одномандатным избирательным округам – мажоритарная система) - (Приложение «Словарь урока»).
3. Учащиеся на основе идеологических предпочтений создают группы, представляющие различные партии, выдвигают своих лидеров. Эта деятельность предполагает изучение Закона РФ о политических партиях и дополнений к нему от 4 апреля 2012 года. (Приложение №3).
4.Представители партий составляют предвыборные программы и формулируют предвыборные лозунги на основе программ партий, зарегистрированных Минюстом РФ. Создаются логотипы партий (приложение №4).
5.Избирательная комиссия составляет списки избирателей, даёт разъяснения обращающимся гражданам. Доводит до сведения избирателей участка информацию о том, что они в определённых жизненных ситуациях имеют право проголосовать досрочно, получить открепительный талон, вызвать членов участковой комиссии на дом (приложение №5).


Слайд 10
Текст слайда:

II этап. Непосредственно учебное занятие, проведение ролевой игры.

1. «Президент» выступает в СМИ с информацией о предстоящих выборах в Государственную Думу ФС РФ.
2. Партийные лидеры встречаются с избирателями, доводят до их сведения свои предвыборные программы, разъясняют стратегию и тактику как предвыборной борьбы, так и политики в случае победы на выборах. (приложение №6)
Сначала – монологическая речь, затем ответы на вопросы избирателей.
Избиратели внимательно выслушивают программы, задают свои вопросы с целью выяснения продуманности программ и социальной ответственности политиков, чтобы не поддаться на пустые обещания популистов.
3. Предвыборные дебаты. Представители партий, наиболее подготовленные и красноречивые вступают в дискуссии по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики государства. (Развивается умение вести дискуссию корректно и цивилизованно, потенциальные избиратели оценивают как содержание ответов, так и их форму) - (приложение №7).
4. Анализ сложившейся ситуации, раскладку политических сил, прогноз эксперта-политолога.
5. Рефлексия электората: учащиеся делают предварительный выбор, объясняя в первую очередь самим себе причины, по которым они готовы поддержать определённую партию.
6. Поскольку время ограничено, объявляется «минута тишины».
7. Процедура выборов: избиратели приходят на избирательный участок. Явка 100%, так как на одном из предыдущих уроков учащиеся рассматривали проблемы абсентеизма, его опасность для общества и пришли к выводу, что каждый гражданин, обладающий правом голоса, должен этим правом обязательно пользоваться (приводились примеры Швеции и Австралии, где в условиях демократического режима устанавливается ответственность за неучастие в выборах, а так же нравственный аспект проблемы, связанный с патриотическим долгом).
8. Члены избирательной комиссии регистрируют избирателей, выдают им бюллетени (приложение №8).
9. Избиратели входят в импровизированные кабинки для голосования, делают отметки в бюллетенях, затем опускают их в специальные урны для голосования.
10 На избирательных участках находятся представители международных организаций, журналисты, партийные активисты. Любая агитация отсутствует. Сотрудники полиции обеспечивают безопасность граждан.
11. На выходе из участка журналисты, представители общественных движений, студенты- социологии политологи проводят экзит- полл (желающие могут озвучить свой выбор).Эта информация собирается и обрабатывается.
12. Завершение голосования, закрытие избирательного участка. Подсчёт голосов в присутствии наблюдателей. Оглашение предварительных результатов.
13. Информирование через СМИ об официальных итогах выборов. Формирование парламентских групп пропорционально количеству поданных за каждую партию, преодолевшую избирательный порог (7%, 5%) голосов. Для развития демократии желательно данный барьер снизить с существующих 7% до 2%.


Слайд 11
Текст слайда:

Избирательная система -

а) в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования;
б) в узком смысле — порядок определения результатов голосования.


Слайд 12
Текст слайда:

Избирательное право — юридическое понятие, имеющее два основных значения:

Объективное избирательное право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти (или избирательное право в широком смысле);
Субъективное избирательное право — право граждан страны избирать и быть избранными (или избирательное право в узком смысле).


Слайд 13
Текст слайда:

Избирательный процесс - один из основных элементов избирательной системы.
Включает:
а) назначение выборов (как правило, это прерогативы главы государства или законодательного органа);
б) регистрацию избирателей в установленном законом порядке;
в) организацию избирательных округов, районов и т.д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным и т.д.), образуются также избирательные участки и пункты для голосования;
г) выдвижение кандидатов (осуществляется, как правило, политическими партиями, избирательными блоками, иногда собраниями избирателей, трудовыми коллективами и др.);
д) проведение голосования (в один или два тура);
е) подсчет поданных голосов и распределение депутатских мандатов, осуществляемые местными и центральными избирательными органами.


Слайд 14
Текст слайда:

Избирательная кампания - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И.к. также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе И.к. являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение И.к. (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и т.д.).


Слайд 15
Текст слайда:

Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Источники избирательного права в РФ:
Конституция РФ
Федеральные конституционные законы
Федеральные законы
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Постановления и определения судов РФ
Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Комментарии к законамКомментарии к законамЗаконопроекты, заключения ЦИК России на законопроекты
Постановления ЦИК России, выписки из протоколов, распоряжения
Правовые позиции, выработанные ЦИК России по поступающим в ЦИК России обращениям


Слайд 17
Текст слайда:

Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.
5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.
7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.


Слайд 19
Текст слайда:

Виды избирательных систем

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.
Смешанная избирательная система — в ряде стран — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.
Гибридная избирательная система предполагает указание в партийном списке кандидатов каждому из них мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться, делает партийные списки предельно открытыми и превращает пропорциональную избирательную систему в гибридную избирательную систему.


Слайд 20
Текст слайда:

Электорат (лат. elector — избиратель) — круг избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В более широком значении употребляется как синоним избирательного корпуса страны.


Слайд 21
Текст слайда:

Популизм - (от лат populus — народ) — политическая  позиция или стиль риторики, апеллирующие к широким народным массам; форма отношения общества и власти, при которой политическая власть своё отношение к обществу и, соответственно, своё законотворчество, аргументирует голосом народа (используя принцип римского права  vox populi).


Слайд 22
Текст слайда:

Программы партий

НАРОДНАЯ ПАРТИЯ «ЗА ЖЕНЩИН РОССИИ»


«Партия Социальных Сетей»


«Партия свободных граждан»

«Монархическая партия»


Слайд 23
Текст слайда:

Дебаты — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определённого результата — сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.


Слайд 26
Текст слайда:

Где наказывают за неучастие в выборах

В Бельгии первая неявка на выборы без уважительной причины карается штрафом в €50. В случае повторного нарушения сумма штрафа увеличивается до €125. После четвертого «прогула» гражданин лишается избирательных прав на десять лет, а также возможности получить должность на госслужбе.
В Греции отсутствие избирателя в стране в момент выборов не является уважительной причиной для неучастия в голосовании. Граждане, которые окажутся на момент выборов за границей, обязаны проголосовать заранее. Помимо штрафов за неявку могут последовать более серьезные санкции вплоть до ареста и тюремного заключения на срок от одного месяца до одного года, а также лишения званий и должностей. Практика наложения штрафов в размере от €25 до €70 существует также в Италии, Германии, Австрии, на Кипре и в Люксембурге.
С 1924 году участие в выборах обязательно для жителей Австралии. Благодаря введенному штрафу, который сейчас составляет около $13, явка, как правило, превышает 90%. При этом, чтобы избежать штрафа, достаточно официально уведомить избирком о своей неявке с указанием ее причин.
В Аргентине кроме штрафа за неучастие в выборах в размере от $20 до $200 предусмотрено такое наказание, как лишение гражданина возможности в течение трех лет занимать государственные должности. Похожая практика принята в Бразилии.
Гораздо более жесткая система действует в Пакистане, где избирателю-«прогульщику» в лучшем случае грозит штраф $60, а в худшем — каторжные работы сроком до пяти лет. В Турции за неявку на выборы предусмотрен штраф в размере около $14, а злостные нарушители подвергаются уголовному преследованию. В Египте сумма штрафа не превышает $1, однако не пришедшим на выборы также грозит тюремное заключение. Подробнее: http://kommersant.ru/doc/1656313


Слайд 28
Текст слайда:

Тема для эссе по политологии: «Плохие власти избираются хорошими гражданами, которые не голосуют».
Дж. Натан (1882 – 1958), американский критик.


Слайд 29
Текст слайда:

Бюллетень.


Слайд 30
Текст слайда:

Тест по избирательному праву


1. Как называется Российский парламент:
а) Государственная Дума;
б) Верховный Совет;
с) Национальное Собрание;
д) Федеральное Собрание.
 
2. Конституционное право, избирательное право, семейное право-это…
а) принципы права;
б) отрасли права;
в) теории права.
 
3. Депутаты Совета Федерации:
а) избираются гражданами России;
б) назначаются президентом;
в) делегируются субъектами РФ.
 
4. Сколько раз подряд одно и то же лицо может избираться депутатом Государственной Думы:
а) один раз;
б) два раза;
в) четыре раза;
г) все ответы правильны.
 
5. Главы Субъектов Федерации:
а) избираются гражданами России;
б) назначаются президентом;
в) назначаются Федеральным Собранием.
 
6. Президент РФ избирается:
а) гражданами России;
б) Советом Федерации;
в) Федеральным Собранием.
 
7. Президент издает:
а) постановления;
б) указы;
в) законы.
 
8. Источником избирательного права является:
а) Конституция РФ;
б) Постановления Конституционного суда РФ;
в) приказы министерств и ведомств.

9. Источником избирательного права РФ не признается:
а) правовой обычай;
б) нормативно-правовой акт;
в) судебный прецедент.
 
10. Избирательное право регулирует:
а) семейно-брачные отношения;
б) личные имущественные и не имущественные отношения;
в) правильный ответ отсутствует.


Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации ?
а) 22 августа 1991 г.;
б) 12 декабря 1993 г.;
в) 6 октября 1994 г.
 
2. Депутаты Государственной Думы:
а) избираются гражданами России;
б) назначаются президентом;
в) делегируются субъектами РФ.
 
3. Какие формы непосредственного выражения власти народа предусмотрены Конституция РФ:
а) плебисцит;
б) референдум;
в) выборы;
г) митинг;
д) петиция.
 
4. Сколько раз подряд одно и то же лицо может избираться Президентом РФ:
а) один раз;
б) два раза;
в) четыре раза.
 
5. Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении:
а) 18 лет;
б) 21 года;
в) 35 лет.
 
6. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе:
а) 21 года;
б) 35 лет;
в) 40 лет.
 
7. Принципы избирательной системы:
а) мажоритарная и пропорциональная системы представительства политической партии;
б) главенство коллективных интересов;
в) материальная ответственность.
 
8. Депутаты работают в системе органов:
а) законодательной власти;
б) контрольно-надзорной власти;
в) судебной власти.
 
9. Из какого числа депутатов состоит Государственная Дума в РФ?
а) 450;
б) 350;
в) 250.
 
10. Федеральное Собрание принимает:
а) постановления;
б) указы;
в) законы.


Слайд 31
Текст слайда:

Перечень источников:


 
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях""
4. http://izbiraem.ru/party.
5. http://kommersant.ru/doc/1656313
 
6. http://www.ridus.ru/news/50095/
7. http://base.garant.ru/12140155/
8. Учебник «Обществознание. 11», профильный уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г.Холодковского, М., «Просвещение», 2008-2012, §§24, 25.
9. Учебник «Право. Основы правовой культуры. 10 класс. 2 часть», Е.А.Певцова, М., «Русское слово», 2007 -2012, §29-30.
 


Что такое findslide.ru?

FindSlide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть